Проблемы организации современного урока в малокомплектной школе Практический семинар для учителей начальных классов
1. Понятие малокомплектной школы. Преимущества и недостатки малокомплектной школы. Малокомплектной называется школа, в которой отсутствуют параллели тех или иных классов (может отсутствовать целый класс из- за того, что нет учащихся данного возраста), а начальные классы объединены в класс- комплект. Средняя наполняемость классов – от 1 до 5 человек. Наполняемость классов- комплектов – до 15 человек. Малокомплектной называется школа, в которой отсутствуют параллели тех или иных классов (может отсутствовать целый класс из- за того, что нет учащихся данного возраста), а начальные классы объединены в класс- комплект. Средняя наполняемость классов – от 1 до 5 человек. Наполняемость классов- комплектов – до 15 человек.
Преимущества малокомплектной школы знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, возможности совместной работы учителя с семьёй, возможности совместной работы учителя с семьёй, близость природы, близость природы, благоприятные условия для трудового воспитания, благоприятные условия для трудового воспитания, возможность индивидуального обучения возможность индивидуального обучения
Проблемы малокомплектной школы замкнутый социум, дефицит общения учащихся, замкнутый социум, дефицит общения учащихся, более низкий образовательный уровень населения, более низкий образовательный уровень населения, учитель ведет несколько предметов (в среднем звене), учитель ведет несколько предметов (в среднем звене), создание условий сверхопеки учителя над учащимися, создание условий сверхопеки учителя над учащимися, совмещение классов в классы-комплекты в начальном звене. совмещение классов в классы-комплекты в начальном звене.
2. Решение проблем. Для отдыха и снятия эмоционального напряжения – физкультминутка или пауза между видами деятельности учащихся Для отдыха и снятия эмоционального напряжения – физкультминутка или пауза между видами деятельности учащихся
2. Решение проблем. Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках
2. Решение проблем. Пути решения проблем преобладание индивидуальной и групповой учебной деятельности готовность учителя отказаться от плана незапланированная самостоя- тельность более сильного ученика варьирование стиля общения учителя с учениками на уроке
2. Решение проблем. Средства обучения дополнительные задания для более сильных учащихся активное использование учебно-наглядных материалов использование современных ТСО
3. Формы организации учебных занятий в классе-комплекте Условия совмещения уроков – (учитель вправе выбирать): 3.1. Условия совмещения уроков – (учитель вправе выбирать): - совмещение всех уроков в классе- комплекте, - совмещение всех уроков в классе- комплекте, - совмещение только более «легких» уроков (музыка, ИЗО, технология, физическая культура) с проведением раздельных уроков математики и русского языка (особенно важно для 1 класса). - совмещение только более «легких» уроков (музыка, ИЗО, технология, физическая культура) с проведением раздельных уроков математики и русского языка (особенно важно для 1 класса).
Структура урока в классе-комплекте Классы 2 класс 4 класс ПредметМатематикаМатематика Форма урока КомбинированныйУрок-повторение Этапы урока, чередова- ние видов деятель- ности Организационный момент – 1-2 мин Организационный момент 1. Устный опрос учащихся (устный счет) – 5 мин 1. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам с элементами самоконтроля мин. 2. Изучение нового материала (с применением ТСО) – мин. 3. Физкультминутка – 1-2 мин 2. Физкультминутка – 1-2 мин 4. Закрепление нового материала (самостоятельная работа учащихся с использованием игровых моментов) – мин. 3. Работа по группам, работа у доски с элементами устного опроса учащихся (проверка усвоения правила, порядка действий и т.д.) – мин. 5. Домашнее задание с пояснением (с применением интерактивной доски) – 2- 3 мин. 4. Подведение итогов урока. Выставление оценок – 2-3 мин. 6. Подведение итогов урока. – 1-2 мин 5. Домашнее задание с пояснением (с применением интерактивной доски) – 2-3 мин.
3.3. Самостоятельная работа учащихся на уроке в классе-комплекте. Цели самостоятельной работы: усвоение учащимися новых знаний усвоение учащимися новых знаний выработка общеучебных навыков и умений (формирование и развитие основных компетентностей), выработка общеучебных навыков и умений (формирование и развитие основных компетентностей), развитие творческих способностей учащихся, развитие творческих способностей учащихся, как один из видов текущего контроля знаний. как один из видов текущего контроля знаний.
3.3. Самостоятельная работа учащихся на уроке в классе-комплекте. Условия самостоятельной работы: Перед самостоятельной работой необходим подробный инструктаж по ее содержанию; Перед самостоятельной работой необходим подробный инструктаж по ее содержанию; Устное указание учителя дублируется в письменной форме в виде записей на доске, на карточках с указанием образца выполнения; Устное указание учителя дублируется в письменной форме в виде записей на доске, на карточках с указанием образца выполнения; Во время работы младший школьник пользуется памятками, алгоритмами или схемами для осуществления самоконтроля при выполнении упражнения. Во время работы младший школьник пользуется памятками, алгоритмами или схемами для осуществления самоконтроля при выполнении упражнения. Если задание для детей представляет известную сложность, новизну, нужно разложить его последовательно на отдельные «шаги» выполнения. Если задание для детей представляет известную сложность, новизну, нужно разложить его последовательно на отдельные «шаги» выполнения.
3.3. Самостоятельная работа учащихся на уроке в классе-комплекте. Использование опорных таблиц: Родственные слова (однокоренные слова) сад садик (что?) садовник (кто?) садовый (какой?) посадить (что сделать?) пересаживать (что делать?)
3.3. Самостоятельная работа учащихся на уроке в классе-комплекте. Использование опорных таблиц: Проверяй безударную гласную в корне слова так: 1. Поставь в слове ударение 2. Выдели корень и безударную гласную в нем. 3. Подбери проверочное слово горА – гОры – гОрка
3.3. Самостоятельная работа учащихся на уроке в классе-комплекте. Использование разноуровневых карточек: 1 уровень 2 уровень 3 уровень Просклоняйте по падежам: Погода. Раскройте скобки. В (тишина) редко трещали сороки, а на (кедр) прыгали белки. Определите падеж имен существительных. (Над) печной трубой гудел ветер, и в…юга хл…стала острыми л…динками (по) окнам.
3.3. Самостоятельная работа учащихся на уроке в классе-комплекте. Использование тестов в начальных классах:
3.3. Самостоятельная работа учащихся на уроке в классе-комплекте. Использование ТСО: Интерактивной доски (организация самостоятельной работы учащихся в условиях совмещенного урока); Интерактивной доски (организация самостоятельной работы учащихся в условиях совмещенного урока); Мультимедийного проектора для демонстрации презентации; Мультимедийного проектора для демонстрации презентации; Компьютера для индивидуальной работы учащегося (при условии наличия у учащегося навыков работы на компьютере) Компьютера для индивидуальной работы учащегося (при условии наличия у учащегося навыков работы на компьютере)
3.3. Самостоятельная работа учащихся на уроке в классе-комплекте. Применение необычного раздаточного материала: