Природа – развивает способности и чувстваЛюди – учат как ими пользоватьсяВещи – обогащают опыт
Заслуга Руссо состоит в показе ценности природы для человека. Чтобы ребёнок мог осознать её, он должен как можно больше общаться с природой. Только непосредственное общение с природой будет духовно обогащать ребёнка, развивать его личностные качества.
Наблюдение – один из основных путей познания природы. Ж.Ж. Руссо призывал организовывать наблюдения за предметами и явлениями непосредственно в окружающей природе и был противником замены их другими средствами наглядности.
Второй путь познания природы – исследование. Руссо создал оригинальную методику получения знаний о природе, основанную на самостоятельной исследовательской деятельности. В процессе организации исследовательской деятельности важно ввести ребёнка в ситуацию, когда возникает необходимость и отсюда – желание что-либо узнать.
Третий путь познания природы – труд. И на первое место Руссо ставит земледелие. Именно с ним ребёнок может знакомиться уже в раннем детстве. В процессе труда развивается детская любознательность, сообразительность, дух изобретательства, формируется ум.
«Посмотрите, какое обилие благ окружает нас! Сколько плодов производит вам земля, сколько богатств дают вам поля, сколько животных доставляют вам молоко, чтобы питать вас, и шерсть, чтобы одевать вас! Чего ещё требуется от них? И какая ярость ведёт вас к совершению стольких убийств, вас, пресыщенных благами и по горло заваленных припасами?»
Экологические беседы Праздники Конкурсы, КВН, викторины Творческие работы Дидактические игры Практические занятия Опытническая работа Акции Оформление уголков, выставок. Конкурсы стихов и рисунков Родительские собрания Подготовка и издание печатных сборников и ЦОРов Игры Прогулки, экскурсии и т.д.
Такие игры позволяют учащимся увидеть экологические проблемы; воспринимать всё многообразие природы; отрабатывать умения выполнять задания тестового характера; самостоятельно делать выбор; увеличивать информационное пространство; развивать интеллект, реакцию, волю, интуицию; развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникабельность. учителю расширять знания учащихся об окружающем мире; развивать потребность в бережном отношении к природе; стимулировать самостоятельное изучение материала учащимися; проверять уровень полученных знаний; воспитывать у детей волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержку, волю к победе; привлекать к участию в учебно – воспитательном процессе родителей; формировать ИКТ и другие компетентности участников образовательного процесса; формировать умение применять свои знания на практике и в повседневной жизни.
Содержание игр – природа Пермского края. Теоретический материал взят из пособия для учителей начальных классов «Региональный компонент государственного стандарта по предмету «Окружающий мир», а так же из журналов «Начальная школа» и других пособий по предмету. Использованы так же интернет – ресурсы (фотографии, картинки). В основе игр – задания тестового характера. Игра «Природа Прикамья» 2007г. Игра «Цветик – семицветик» 2008г.