Trial-and-error: или как мы начинали тестировать Емелина Татьяна
Почему я здесь? Опыт – в тестировании: 3 года – в управлении: 2 года Тогда: –единственный тестировщик в проекте Сейчас: –отдел тестирования – 6 человек –поставлен процесс тестирования
О чем я расскажу? Где найти время на тестирование Как не потерять в качестве Как вырастить руководителя из специалиста Конфликт внутри команды
Где найти время на тестирование?
Процесс тестирования Требования ~1-2 дня Тестовые сценарии ~ 3-5 дней Настроить тестовую среду ~ 1 день Тестирование ~ 2 недели Актуализировать сценарии ~ 1 день Итого : 1 неделя только на сценарии!
Процесс тестирования 26% времени (написать+актуализировать) – на тестовые сценарии!
Детальные сценарии тестирования вредны
Почему сценарии тестирования вредны? Долго Дублирование требований (use case) Ограничивают творчество Потребитель – сам тестировщик Писать сценарии – это нудно, а поддерживать - трудно Постоянная актуализация сценариев Документация вместо тестирования Исключения Совсем нет документации на систему Сложные операции по подготовке к тестированию Outsource
И что делать? План тестирования в общем –Шаблон Обмен опытом внутри команды Пользоваться продуктом Время на исследовательское тестирование Автоматизация регрессионных/интеграционных тестов Глубокий анализ обнаруженных проблем при внедрении –Актуализация шаблона –База знаний –Необходимая бюрократия - регламент
Хороший специалист Хороший руководитель
Отдел тестирования - независимая единица Процент проникновения вируса тестирования в умы коллег все еще невысок Несколько проектов в тесте одновременно Универсальность тестировщиков на смену специализации Высокие ожидания от нового руководителя Руководитель – из своих
Знакомьтесь, Маша Высокая мотивация Знает весь процесс Активный участник команды Знает продукты компании Знает людей вокруг Отличный специалист Начинающий руководитель
Ловушки переходного периода «Хочешь сделать хорошо – сделай сам» Я сделаю это быстрее Микроменеджмент А причем тут я? Учиться смотреть на процесс извне Смена типа мышления
Ощущения Маши Много информации Ничего не успеваю А что вообще делать? Наверное, я не справляюсь А вдруг не получится?! Почему все так сложно?
Маши бывают разные Хочу, но не могу Не хочу, не могу Могу, не хочу Хочу, могу
Ну и что? Потеря мотивации Неуверенность в себе Страдает процесс Срываем сроки Страдает команда Потеря Маши
Как помочь Маше? Роль Маши Какие навыки и знаний нужны Четко показать цели Четко определить результат –Критерии (не)успешного решения –Достижимо Собственный пример Попробовать самой, приобрести опыт Обратная связь Поддержка + указания
Кто все эти люди? Заказчики Аналитики Разработчики Поддержка Дизайнеры ПМы Это команда тестировщика. Тестировщик работает не в изоляции!
Поддержка – часть команды
Дано Несколько проектов в разработке одновременно Несколько менеджеров Внедрения через поддержку Грамотный support – на уровне разработчиков
И в чем проблема? Тестирование на стыке Большой объем изменений Поджимают сроки – давление на команду Баги на боевой Поддержка перепроверяет протестированный код Стычки, ссоры, эмоции и люди накалены
«Мы не тестировщики, все за вами проверять!» «Косячат они, разгребаем мы» «Мы и так ничего не успеваем» «У нас тут до вас все отлично работало» «Делайте уже качественно» «Мы и так ничего не успеваем!» «Что за паника вообще?» «Баги всегда были, есть и будут (есть)» SupportТестировщики
Что делать? Кто виноват? Признать проблему Определить источник – причину –Системный анализ Оперировать только фактами –Статистика внедрений Показывать улучшения
Что нам это дало? Понимание –Поддержка – часть команды –У тестировщиков и support разное понимание критичности ошибок –Завышенные требования к качеству Поддержка участвует в проектировании системы План внедрений Много менеджеров ->единая точка принятия решений Приемлимый уровень качества Единые показатели для всей команды Ревью кода Качество кода
Татьяна Емелина, Новотелеком tat-uin