ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ. Жизневская О.А. учитель английского языка МОУ лицея 49 г. Калининграда
В современной школе цель образования заключается в воспитании свободной, образованной, развитой личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Важной и неотъемлемой частью образовательного процесса становится обучение иностранному языку. При этом данный процесс должен быть максимально приближен к условиям реального использования иностранного языка в жизни учащихся.
Главной целью обучения является формирование компонентной структуры коммуникативной компетенции языковой речевой социокультурной компенсаторной учебно- познавательной
Коммуникативно-ориентированный подход в обучении речевая направленности процесса обучения содержательная сторона процесс речевого общения взаимодействия
Формирование языковой культуры принцип аутентичности использование аутентичных учебных пособий и аудиовизуальных материалов создание в учебном кабинете обстановки, которая хотя бы частично воспроизводила интерьер помещения страны изучаемого языка наличие раздаточных материалов, таких как газеты, журналы, всевозможные постеры, картинки видеоматериалы по странам изучаемого языка
коммуникативная технология вырабатывает у учащихся умение выражать свое мнение давать оценку событиям искать и обрабатывать нужную информацию делиться личным опытом
Соотношение времени на уроке 10 % -учитель 90 % ученики Активизация работы Задания, вопросы, упражнения, дискуссии носят проблемный, поисковый характер, связанный с созданием собственных произведений творческого характера Вербальные и невербальные средства общения Речь и роль учителя
Формы уроков Работа над творческими заданиями Диспуты Интернет- конференции Проектные работы Презентации Ролевые игры Дебаты Исследования и т.д.
Алгоритм коммуникативно-ориентированного урока Мотивирующее начало. Это проблемная, личностная ситуация. Нечто неожиданное, загадочное, но обязательно личностное. Моноконструкция. Индивидуальная работа над заданием. Свобода при выборе пути решения. Социоконструкция. Работа в малых группах: парная работа сменяется групповой. Дети обсуждают пути решения, сопоставляют, сверяют, оценивают и корректируют, дают самооценку, проводят самокоррекцию. Социализация. В процессе обучения происходит социализация ученика. Работа в группе ориентирует ученика на творческий поиск, способствует личностному росту каждого ребенка.. Возникает информационный запрос. Ученики сами обращаются к словарям, дополнительной литературе, работают в интернете. Рефлексия. Самоанализ движения собственной мысли, чувств, знаний. Анализ своего пути познания, успехов и неудач на каждом этапе. Такой урок готовит учащихся к реальной жизни.
Литература Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку, ИЯШ, 4, Мильруд Р.П. Коммуникативность в изучении языка, ИЯШ, 7, Сысоева Е.Э. Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам, ИЯШ,5,2007. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования. Народное образование, 2,2003. Зимин В.Н.Методы активного обучения как необходимые условия овладения обучающимися ключевыми компетенциями, Иркутск, ИПКРО,2003