Воспитание культуры здоровья Познавательный аспект Творческий аспект Поведенческий аспект
это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе получения образования.
организация и проведение урока с учётом здоровьесберегающих условий; социально-психологическое и физическое здоровье учащихся; здоровье учителя; благоприятный эмоциональный микроклимат во всём школьном коллективе.
Здоровый ребёнок Оздоровление Индивидуально- дифференциро- ванный подход Здоровый ребёнок – достижимая норма детского развития; Оздоровление - форма развития и расширения психофизических возможностей ребёнка; Индивидуально- дифференцированный подход является системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы. в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его физическое здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме; в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности: любознательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен (т.е. способен к сопереживанию); в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Строгое соблюдение режима школьных занятий и валеологической кривой расписания; Построение урока с учётом индивидуальных особенностей детей; Обязательное выполнение санитарно- гигиенических требований; Благоприятный эмоциональный настрой; Наличие оздоровительных моментов.
Участники: Учителя – 20 Учащиеся –
В благоприятных санитарно-гигиенических условиях занимаются: 83% младших школьников; 40% учащихся среднего звена; 67% старшеклассников; 94% учителей.
Однообразная работа на уроке утомляет: 29% учащихся начальной школы; 50% учащихся 5 – 8 классов; 83% учащихся старших классов.
Чувствуют усталость уже в середине урока: 17% учащихся 1 – 4 классов; 44% учащихся 5 – 8 классов; 67% учащихся 9 – 11 классов.
Активизация учащихся: Дискуссии - 17% Игровая деятельность - 44% Обсуждение - 67% Другие методы - 67%
Оздоровительные моменты на уроке отмечают: 100% младших школьников; 47% учащихся среднего звена; 25% старшеклассников.
Взаимодействие: 93% учащихся чувствуют доброжелательное отношение учителей; 94% педагогов готовы сотрудничать с учащимися.
Участвовало в опросе – 20 чел. Средний возраст участников – 43 г. Средний стаж работы в школе – 20 л.
Необходимость своего участия в реализации программы «Здоровая школа» – 4 балла Уровень физического здоровья – 4 балла Уровень психоэмоционального сосояния – 4 балла
1. Суммарная учебная нагрузка; 2. Санитарно-гигиенические условия обучения; 3. Стиль взаимодействия учителя с учениками; 4. Психологический фон урока; 5. Конкретные методы и приёмы ведения урока; 6. Временной режим обучения; 7. Информационная составляющая учебных предметов; 8. Уроки физической культуры; 9. Двигательный режим в процессе обучения; 10.Специальные образовательные курсы по проблеме здоровья и ЗОЖ; 11. Воспитательная работа по формированию культуры здоровья. Факторы внутришкольной среды
Зависимость формирования культуры здоровья 1. Семья – 88% 2. Система школьного обучения и воспитания – 53% 3. Телевидение – 53% 4. Медицина - 41% 5. Интернет - 41% 6. Газеты, журналы – 29% 7. Книги – 18% 8. Другое – 5% (социум)
Формы организации учащихся 1. Спортивные мероприятия; 2. Внеурочные мероприятия по данной проблеме; 3. Специальный образовательный курс.
Помощь в организации здоровьесберегающей деятельности 1.Изменить освещение и температурный режим; 2.Новое современное спортивное оборудование; 3.Улучшение материально-технической базы; 4.Помещение для динамической перемены; 5.Спортивная секция для учителей; 6.Помещение для ЛФК; 7.Кабинет массажа; 8.Фитобар.
это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьформирующие образовательные технологии (по определению Н.К.Смирнова)
Здоровьесберегающие образовательные технологии (по определению В.О.Петрова) Это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).