к.п.н., доцент кафедры педагогики ГОУ ВПО «МГОСГИ» Яковлюк С.М.
Обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.
Здоровьесберегающие образовательные технологии Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики Совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников
Защитно-профилактические технологии (выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; поддержание чистоты и проведение прививок с целью предупреждения инфекций) Компенсаторно- нейтрализующие технологии (физкультминутки и физкультпаузы; эмоциональные разрядки) Стимулирующие технологии (температурное закаливание; физические нагрузки) Информационно- обучающие технологии (образовательные, просветительные и воспитательные программы)
Организационно- педагогические технологии (ОПТ) Психолого-педагогические технологии (ППТ) Учебно-воспитательные технологии(УВТ) Социально-адаптирующие и личностно развивающие технологии (САЛРТ) Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ)
ЗОТ- качественная характеристика любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий- такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.
Разработана и реализуется система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся. В содержание и организацию преподавания всех учебных предметов интегрированы вопросы, связанные с охраной здоровья. Процесс обучения строится с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей детей.
Учтены индивидуальные особенности учеников. Учащиеся стимулируются к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала. Работой всех учителей обеспечивается достаточный уровень мотивации учащихся. Учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний.
Обеспечивается предупреждение переутомления учащихся, перегрузки их памяти. Учитель использует показатель успешности ученика для развития позитивных начал личности. Оценка деятельности ученика выполняет стимулирующую роль. Учебный процесс ориентирован на развитие творческого начала в учебной деятельности учащихся. Обеспечивается достаточный уровень общей и коммуникативной культуры учителя.
Качества учителя, оказывающие негативное влияние: o Авторитарность o Несдержанность, вспыльчивость, раздражительность, импульсивность o Равнодушие, безразличие, эмоциональная холодность, дистанцированность o Недоброжелательность, злость, враждебность
Качества учителя, оказывающие положительное влияние: o Способность учителя к сочувствию, сопереживанию o Способность к рефлексии o Умение владеть своими эмоциями o Умение эффективно слушать o Проявление поисковой активности o Толерантность o Способность прогнозировать перспективные результаты
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!