ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Урок с позиции технологии здоровьесбережения. Выполнила: Л.И. Семенова, учитель начальных классов МОУ СОШ 4 г.Полярные Зори
Н.М.Амосов. Здоровье необходимо. Это базис счастья… добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю… Если нельзя взрастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно.
По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это состояние полного физического, физического, психического психического социального благополучия. социального благополучия.
Здоровье - Здоровье - основа основа формирова- ния личности. формирова- ния личности.
В.А.Сухомлинский: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учёбе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учёбе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».
Здоровья российских школьников на сегодня уменьшается по сравнению с их сверстниками уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. двадцать или тридцать лет назад.
По данным всероссийской диспансеризации К 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%; К 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%; в возрасте лет – 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. в возрасте лет – 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом.
Важно помнить: Здоровье ребенка, Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост нормальный рост развитие развитие во многом определяются средой, в которой он живет.
Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. более 70% времени его бодрствования.
В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на все оставшуюся жизнь, формирование здоровья на все оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
По данным Института возрастной физиологии РАО школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.
Школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: Стрессовая педагогическая тактика; Стрессовая педагогическая тактика; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; Провалы в существующей системе физического воспитания; Провалы в существующей системе физического воспитания; Интенсификация учебного процесса; Интенсификация учебного процесса; Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни
В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
Как же быть ?! забота о сохранении здоровья учащихся забота о сохранении здоровья учащихся важнейшая обязанность школы, важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, отдельного учителя, педагогического коллектива педагогического коллектива и самого ребёнка. и самого ребёнка. забота о сохранении здоровья учащихся забота о сохранении здоровья учащихся важнейшая обязанность школы, важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, отдельного учителя, педагогического коллектива педагогического коллектива и самого ребёнка. и самого ребёнка.
Как нужно решать проблему здоровья школьников? учителя понимают наличие проблемы здоровья учащихся: учителя понимают наличие проблемы здоровья учащихся: 78% из них полагают, что у учащихся удовлетворительное и плохое здоровье; 78% из них полагают, что у учащихся удовлетворительное и плохое здоровье; 64% педагогов считают, что здоровье детей ухудшается по мере обучения в школе. 64% педагогов считают, что здоровье детей ухудшается по мере обучения в школе.
Как школа должна заботиться о здоровье учащихся? доминируют требования к работе администрации школы и специалистов службы сопровождения образовательного процесса: доминируют требования к работе администрации школы и специалистов службы сопровождения образовательного процесса: организация спортивно-оздоровительной работы (87%), организация спортивно-оздоровительной работы (87%), питания (55%), питания (55%), санитарно-гигиенического состояния школьной среды (30%), санитарно-гигиенического состояния школьной среды (30%), медицинской профилактики (33%); медицинской профилактики (33%); уменьшение учебной нагрузки (56%). уменьшение учебной нагрузки (56%).
Собственная педагогическая деятельность: Значительно меньше ответов связаны с собственной педагогической деятельностью: Значительно меньше ответов связаны с собственной педагогической деятельностью: создание положительного эмоционального климата в школе (16%) создание положительного эмоционального климата в школе (16%) работу по формированию здорового образа жизни учащихся (15%). работу по формированию здорового образа жизни учащихся (15%).
Анализ школьных факторов риска показывает большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей. большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей.