Культураздоровья Поэтом можешь ты не быть, но быть здоровым ты обязан!
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность. Социальный запрос. 1. Ухудшение показателей состояния здоровья детей. (данные медицинских учреждений) 2. Отсутствие мотивации к сохранению и укреплению здоровья (данные Федеральной службы статистики)
«Образовательные учреждения должны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся» Закон РФ «Об образовании», статья 51 «Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги». (Д.А. Медведев, из послания Федеральному Собранию Р.Ф., 5 ноября 2008 г.). Актуальность. Правительственная программа
Например, ребенок плохо отвечает у доски. психологический страх публичных выступлений и усиленная тахиаритмия нарушение дыхания недостаточное развитие определенных структур головного мозга головокружение при запрокидывании головы и т.д. Актуальность. физиологическая обусловленность школьных трудностей
ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ -Мониторинг здоровьесозидающей среды (СПбАППО), -Анкеты, -Беседы, -Метод включенного наблюдения и др.
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ Урок здоровья для младших школьников
Тренинги по основам здоровьесбережения для младших школьников
Что такое ЗДОРОВЬЕ?? Здоровье – это единство: Поэтому сейчас мы будем с вами чувствовать, думать и общаться!! Телесного (когда мы хорошо себя чувствуем), Интеллектуального (когда мы думаем!!!!) Социального (когда мы замечательно ладим с окружающими) Психологического (когда у нас отличное настроение, и мы рады),
Что нужно для ЗДОРОВЬЯ? Правильно питаться!Делать зарядку!! Режим дня! Улыбаться! Учиться, развиваться!
Зачем заниматься зарядкой?
1. Подними бельчат с земли. Исходное положение: стоя. Поднять руки вверх - вдох, наклониться вниз, руками коснуться носков - выдох, На день рожденья к бельчонку Дукдуше прискакали друзья-бельчата. Они так баловались, что выпали из дупла, а сами лазать не умеют. Надо собрать бельчат и посадить в дупло
Укажи бельчатам их деревья. Одно справа, другое слева. И.п.: стоя в правильной осанке. Сделать вперед 1-2 шага. Руки на пояс, совершать наклоны туловища вперед и чуть в сторону, выпрямляя и вытягивая вперед руку, противоположную стороне наклона. (по 4-6 раз)
Зачем нужно правильно питаться? Напишите 5 причин Примеры заданий
Жили-были клеточки. Из было много. Они регулярно и верно питались, занимались зарядкой и все вместе составляли Организм школьника Если вы поели вредную пищу, клетка заболеет и родит больную клетку, а та, в свою очередь, еще более больную Что же станет с организмом?? Но однажды к ним стали поступать несъедобные продукты: чипсы, лимонад.. Те, кто съедали их, сразу заболевали и порождали больные клетки.. Те, кто держался, умирали с голоду… Примеры заданий
Дом – это ваш организм. У дома всегда должен быть фундамент, на котором он стоит. Это – здоровый образ жизни. Должен быть цемент, который связывает все элементы дома – это питание и физическая нагрузка. Вы – архитекторы себя и своей жизни!!
Описание: Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон). Домик Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел.
Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Пальчики перебираем И цепочку получаем. Цепочка
Задание: изобразите дедушку. -Если человек правильно питается, - Занимается зарядкой (по утрам делает упражнения, бегает по вечерам), - Занимается умственным трудом (читает, учится, работает, думает), То даже в пожилом возрасте он молод и здоров!!!! Примеры заданий
Организм – это система
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ Курс для школьников «Основы здоровьесбережения» Использование: - 5 минут от урока, - классный час, - группа продленного дня ЗАЧЕМ: - осознание здоровья как ценности, -применение методов сохранения и укрепления здоровья
1. Понятие и составляющие здоровья 2. Питание 3. Физическая активность 4. Закаливание 5. Эффективные коммуникации 6. Психологическое самочувствие 7. Здоровье от ОКУЛОРа: уши и глаза 8. Режим дня. Тайм-менеджмент. Целеполагание Без физического труда не вытащишь и холодильник из кухни! Основные разделы
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ Проектная деятельность по тематике здоровья по тематике здоровья
Основные разрабатываемые аспекты: Цель, идея, миссия, видение проекта, Исследование проблемы, Этапы и задачи проекта, SWOT-анализ проекта, Ресурсы проекта, Ожидаемые результаты, эффективность, Планируемые мероприятия, План развития, Отчет о реализации
Примеры тематик школьных проектов по здоровьесбережению: Фотопропаганда как метод формирования моды на здоровый образ жизни Социальная адаптация школьников, больных сахарным диабетом Ученическая служба здоровья в школе «Здоровые» школьные СМИ Проведение межшкольной ученической конференции по тематике здоровья
Работа со старшими школьниками по разработке и реализации проектов по здоровьесбережению
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ Фестивали по здоровьесбережению 7 раз отмерь, 5 раз отожмись!
1. Концепция: здоровьесбережение, секции 2. Планирование человеческого ресурса: педагоги, школьники, дополнительные специалисты 3. Организационные вопросы: согласование с руководством ОУ 4. Привлечение дополнительных участников: волонтеры, пресса и т.д. 5. Планирование и составление расписания секций 6. Оповещение участников 7. Проведение фестиваля 8. Подведение итогов, благодарности, рефлексия, анализ, улучшения ФЕСТИВАЛЬ Делу время, пробежке час!
Понятие здоровья – единство а с п е к т о в з д о р о в ь я.. соматического социального психологического интеллектуального духовного творческого
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 1 Корректирующая физическая культура в сказках Основы здоровьесбе режения Сенсорная комната Проектная деятельность Интеллектуальные викторины Творческие способности 2Арт-педагогика Корректирующая физическая культура в сказках Основы здоровье- сбережения Психологические игры Проектная деятельность Интеллектуальные викторины 3 Арт-педагогика Корректирующая физическая культура в сказках Основы здоровье- сбережения Психологические игры Проектная деятельность 4Дебаты Интеллектуаль- ные викторины Арт-педагогикаТанцы Основы здоровье- Сбережения Психологические игры 5Сенсорная комнатаДебаты Интеллектуаль- ные викторины Творческие способности Танцы Основы здоровье- сбережения 6 Основы здоровье- сбережения Сенсорная комната Дебаты Интеллектуальные викторины Творческие способности Танцы Расписание фестиваля. 6 аспектов здоровья
Комментарии к секциям
Тренинг творческих способностей, Видео-мастер-класс, Корректирующие физические упражнения в сказках, Проектная деятельность, Основы здоровьесбережения, Пантомима, Старинные вальсы, Психологические игры, Викторины, Секции (станции)
Форматновогоднего Праздника здоровья
Внедрение тематики здоровья в предметы Русский язык: - диктанты, сочинения (тематика здоровья), - сравнения: «здоров, как …» и почему - синонимы, антонимы - разъяснение словарных слов («иммунитет» и т.д.) - отработка литературный приемов Информатика: - тема «алгоритмы»: что нужно, чтобы стать успешным, - отработка навыков работы за компьютером: презентаций на тему здоровья и т.д. История: -Здоровье в эпохах
Химия: - химические опыты с курением и легкими, -Химические опыты с вредными напитками (стирательная резинка, молочный зуб в Кока-коле, горение чипсов и т.д.) ИЗО - картина «МОЕ ЗДОРОВЬЕ» Математика: - задачи на тему здоровья -физическая активность: командные эстафеты у доски,
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ Организация встреч с успешными людьми для бесед о ЗОЖ Зачем: - демонстрация обусловленности своей успешности ЗДОРОВЬЕМ Приглашение: -успешных людей, -врачей, -представителей бизнеса, -молодых специалистов, -интересных студентов, -музыкантов и т.д.
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ Организация фестиваля «Хобби-ориентация» Практическое ознакомление школьников с основными видами хобби и кружков (например, режиме фестиваля – Дня Здоровья): -Спортивные секции, -Мелкая моторика, -Музыкальные занятия, -И т.д. Помощь в выборе «своего» вида здорового досуга
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ Пропаганда ЗОЖ. Профилактика вредных привычек
Возможные причины приверженности вредным привычкам Незнание об опасностях, неумение отказаться Мероприятия - интерактивные занятия, тренинги, - проектная деятельность школьников по здоровьесбережению, - видеоматериалы по тематике здоровья
Возможные причины приверженности вредным привычкам Вредное воздействие значимого окружения Мероприятия Вовлечение неформальных лидеров в деятельность по пропаганде здорового образа жизни
Мероприятия Предоставление возможности формирования и проявления «взрослых» качеств (организаторских, управленческих навыков и т.д.): - организация ученической Службы здоровья, -внедрение системы наставничества и кураторства среди школьников, - издание автономного школьного СМИ и т.д. - командные игры (например, межшкольные «Что?Где?Когда») и предоставление школьникам основных ролей Желание казаться взрослым Возможные причины приверженности вредным привычкам приверженности вредным привычкам
Возможные причины приверженности вредным привычкам приверженности вредным привычкам Посещение клубов и других общественных мест отдыха, подразумевающих возможность употребления психотропных средств Мероприятия Организация досуга школьников: -выезды на природу с целью обучения, интеллектуального и активного общения, -организация «здоровых» танцевальных дискотек как элемента двигательной активности и безопасного общения школьников
Возможные причины приверженности вредным привычкам Потребность быть «крутым», желание и неумение самовыражаться Мероприятия -поднятие престижа здорового образа жизни посредством поощрения и др. -организация доски почета, -выставок достижений, акций и т.д.
Возможные причины приверженности вредным привычкам Безделье, недогрузки Мероприятия -диагностика и оптимальное распределение нагрузок, -предоставление возможности внеурочной деятельности, - «хобби-ориентация»: выбор хобби, - тренинговая профориентационная программа
Возможные причины приверженности вредным привычкам Уход от реальности Мероприятия -диагностика психологического состояния и выполнение рекомендации по его улучшению, -работа с семьей, вовлечение родителей, -работа с педагогами и ОУ в целом по формированию благоприятного СПК, - организация линии доверия
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ Проведение мини-лекториев для родителей Беседы: -об актуальности физической активности (и школьника, и взрослого), - о методах физического развития, - уроки физической культуры, -и др. Зачем: - консолидация усилий, - единое направление
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ Создание ученической Службы здоровья как содействующей здоровьесберегающей деятельности педагогического состава.
-усиление "внепредметного" взаимодействия педагогов и школьников; -максимальное использование внутришкольных человеческих ресурсов; -активное вовлечение учащихся в деятельность по здоровьесбережению; -предоставление ученикам возможности получения управленческого опыта; - активизация механизма школьного самоуправления. Обоснование
-внутришкольные технологии здоровьесбережения: организация переменок, здоровый досуг и т.д.; -ученическая научная и проектная деятельность по здоровьесбережению; -пропаганда ЗОЖ: школьные СМИ, разработка и внедрение фото- и видеоматериалов; - организация мероприятий по здоровьесбережению. Основные направления деятельности:
Основные роли и функции школьников - участников ученической службы здоровья
-организация тематических экскурсий по здоровьесбережению, -инициирование создания школьного ученического СМИ по тематике здоровья, - проведение «эксперимента», -внедрение системы наставничества: старшие школьники выступают в качестве кураторов с целью повышения физической активности и предотвращения вредных привычек младших школьников,
Развитие школьников школьников
53 Задание: глядя на картинку, произнести вслух как можно быстрее цвета, КОТОРЫМИ НАПИСАНЫ слова. ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ БЕЛЫЙ ЧЕРНЫЙ КРАСНЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ ЖЕЛТЫЙ КРАСНЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ЧЕРНЫЙ СИНИЙ КРАСНЫЙ ФИОЛЕТОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ ЖЕЛТЫЙ
Зарисовать все фигуры по образцу в рамке
Найти ошибки
Задание: называть числа от 1 до 20, одновременно записывая их в обратном порядке: произносить 1, писать 20; произносить 1, писать 20; произносить 2, писать 19 и т. д. Подсчитать затраченное время и количество ошибок. и количество ошибок. Особенность распределения своего внимания (умение одновременно делать несколько дел)
Задание: придумать другие варианты ответа на загадку. Без окошек, без дверей полна горница людей. Пример варианта ДРУГОГО ответа: планета Земля. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. Пример варианта ответа: домофон. Для того, чтобы тренировать свое интеллектуальное здоровье, нужно стараться думать даже тогда, когда ответ кажется известным!
Задание: в уме совершить вращение каждого квадрата заданное количество раз и нарисовать на бумаге конечный результат Пример :
Задание : дорисовать каждый кружок до оригинального рисунка
Тренировка полушарий головного мозга 1.Правой рукой нарисовать 5 треугольников, и одновременно левой рукой - 5 кругов. и одновременно левой рукой - 5 кругов. 2. Правой рукой дирижировать на 2 четверти, левой – на 3 четверти
64 Разминка для ума «ДРУДЛЫ» Роджер Прайс Задание: предложить варианты трактовки картинок - Друдлов Цель: Активизация участников Побуждение к работе в команде Отработка умения «видеть невидимое» Обеспечение ухода от стереотипного мышления
От рождения у человека есть определенный горизонт видения. С годами он сужается и превращается в точку. Тогда он говорит: "это моя точка зрения".
67 Дорисуйте рисунок так, чтобы получилась завершенная картина Разминка для УМА
Задания на развитие речи
Задание : написать связное предложение из 7 слов, начинающихся на следующие буквы : начинающихся на следующие буквы : « К », « О », « М », « А », « Н », « Д », « А ». « К », « О », « М », « А », « Н », « Д », « А ».
"Академик астрономии Антон Алексеевич Арбузов арендовал автобус апельсинов, а артист Алексей Антонович Ананасов арестован атаманом аборигенов". Задание: придумать как можно более длинное предложение, все слова которого начитаются с одной буквы. ПРИМЕР:
На листке изображена комбинация из геометрических фигур. Задача: капитаны от каждой команды получают листки с геометрическими комбинациями. Необходимо объяснить, что нарисовано на листке так, чтобы остальные смогли изобразить под диктовку. чтобы остальные смогли изобразить под диктовку. - БЕЗ обратной связи Капитанская геометрия
Задание: Заменив каждое слово на синоним, но не потеряв смысл, сказать фразу: сказать фразу: на столе стоит стакан муха села на варенье воробей влетел в окно
Подул ветер… Человек опоздал на совещание. Задание: составить причинно-следственную связь Белка уронила с дерева шишку... Грузовик не пришел по назначению. Дятел высунул голову из дупла... По реке поплыл корабль.
Методики генерирования идей
76 Быть внимательным и учитывать особенности ситуации
77 Избегать поверхностного восприятия
78 Уметь видеть реальную ситуацию.
79 Примерять на себя разные роли, ПРИ ЭТОМ НЕ ТЕРЯЯ СЕБЯ…
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Какие проблемы решит деятельность ГОУ по воспитанию культуры здоровья? На уровне учащихся 1. На уровне учащихся
Решение: -организация комплексного обучающего курса по основам здоровьесбережения, - организация тематических тренингов по составляющим здоровья, - встречи, беседы Проблема: Нехватка у школьников знаний в области здоровьесбережения, полученных из авторитетных источников Задача: Предоставление знаний и формирование навыков в области здоровьесбережения
Решение: Проведение мероприятий в рамках концепции здоровьесбережения: - хобби-ориентация - образовательных: кружков, тренингов, фестивалей. - творческих: мастер-классов, театральных постановок, - спортивных: интеллектуально-спортивных игр, - развлекательных: тематических встреч и вечеринок здоровья, - культурных: тематических экскурсий, выставок, поездок, - нравственных: поездки в детские дома Проблема: Не всегда благоразумное досуговое времяпрепровождение Задача: Организация досуга школьников
Решение: -пропаганда ЗОЖ посредством организации встреч с успешными людьми, практикующий здоровый образ жизни, - разработка программы пропаганды ЗОЖ при непосредственном участии самих школьников. Проблема: Сформированная «престижность» вредного образа жизни Задача: Формирование моды на здоровый образ жизни
Научим беречь здоровье с детства!
Сконсолидируем усилия!
Построим систему!
ЭМАНУЭЛЬ ТАТЬЯНА