Автор презентации: учитель математики и информатики I квалификационной категории Лищинская Елена Адамовна год
Школа Здоровья Школа Знаний Слайд 3. Определение, цели здоровьесберегающих технологий. Слайд 4. Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления. Слайд 5. Принципы здоровьесберегающей педагогики. Слайд 6. Средства здоровьесберегающих технологий. Слайд 7. Методы здоровьесберегающих технологий. Слайд 8. Приёмы здоровьесберегающих технологий. Слайд 9. Структура процесса обучения в условиях здоровьесберегающих технологий. Слайд Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающих технологий. Слайд 12. Заключение. Слайд 13. Список использованной литературы.
Технологии здоровьесберегающей педагогики – это совокупность приёмов и методов организации учебно – воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Цели здоровьесберегающих технологий: - обеспечить участникам образовательного процесса возможность сохранения здоровья при реализации используемой педагогической системы; - сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления Здоровый ребёнок Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития. Оздоровление – не совокупность лечебно – профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей. Индивидуально – дифференцированный подход Индивидуально – дифференцированный подход – основное средство оздоровительно – развивающей работы с учащимися.
Принципы здоровьесберегающей педагогики Специфические: принцип «Не навреди»; принцип повторения умений и навыков; принцип постепенности; принцип непрерывности; принцип цикличности; принцип доступности и индивидуализации; принцип активного обучения; принцип чередования нагрузок и отдыха; принцип учёта возрастных особенностей учащихся; принцип всестороннего и гармоничного развития личности; принцип оздоровительной направленности; принцип комплексного междисциплинарного подхода; принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей; принцип связи теории с практикой.принцип связи теории с практикой. Общеметодические: принцип сознательности; принцип сознательности принцип активности; принцип наглядности; принцип систематичности; принцип последовательности.
Средства двигательной направленности: движение; физические упражнения; физкультминутки; подвижные перемены; эмоциональные разрядки; гимнастика; лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребёнка; массаж; самомассаж; психогимнастика; тренинги. Оздоровительные силы природы: солнечные и воздушные ванны; водные процедуры; фитотерапия; ароматерапия; ингаляция; витаминотерапия. Гигиенические факторы: выполнение санитарно – гигиенических требований; личная и общественная гигиена; проветривание и влажная уборка; соблюдение режима дня; привитие детям элементарных гигиенических навыков; обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни и простейшим навыкам оказания ПМП; организация профилактической вакцинации.
Методы обученияОбщепедагогическиеСпецифические Рассказ++ Дидактический рассказ++ Беседа++ Лекция+ Дискуссия+ Работа с книгой+ Демонстрация++ Иллюстрация++ Видеометод++ Упражнения++ Наглядность+ Лабораторный метод+ Практический метод++ Познавательная игра+ Методы программированного обучения+ Обучающий контроль+ Ситуационный метод++ Игровой метод++ Соревновательный метод++ Активные методы обучения+ Воспитательные, просветительские и образовательные программы+
Приёмы здоровьесберегающих технологий Защитно – профилактические: личная гигиена и гигиена обучения. Компенсаторно – нейтрализующие: физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика; лечебная физкультура; массаж; самомассаж; психогимнастика; тренинг. Информационно – обучающие: письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам. Стимулирующие: элементы закаливания; физические нагрузки; приёмы психотерапии, фитотерапии и др.
Структура процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями. Цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Основные задачи: сформировать смысловое представление об элементарных правилахОсновные задачи: здоровьесбережения; создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни; добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения; предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни. Этап углублённого изучения. Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни. Основные задачи: Основные задачи: уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения; добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения; формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования. Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования. Основные задачи: добиться стабильности автоматизма выполнения правил здоровьесбережения;Основные задачи: добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования; обеспечит вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики 1.Построение урока на основе закономерностей учебно – воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом здоровьесбережения. 2.Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических. 3.Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями. 5. Активизация развития всех сфер личности учащихся. 6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно – воспитательной деятельности. 7. Эффективное использование средств здоровьесберегающих образовательных технологий. 8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности. 9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока. 10. Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье. 11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития учащихся.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трёх проблем: Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения. Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умения и способности, каков возможный путь развития. Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохранённым здоровьем.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., с. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. Книга для учителя. – М.: Просвещение, – 192 с. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. - М.: «ВАКО», с. Педагогика и психология здоровья/Под ред. Н.К. Смирнова. –М.: АПКиПРО, Попов С.В. Валеология в школе и дома. (О физическом благополучии школьников) – СПб; Союз, 1997 – с.256. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, с.