Реализация ФГОС второго поколения в иноязычном образовании Косиненко Е.В., методист кафедры ГиХЭД КРИПКиПРО
Планируемые результаты Личностные (самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация) Метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные) Предметные (основы системы научных знаний; опыт по получению, преобразованию и применению знаний; предметные и метапредметные действия с учебным материалом)
Базисный учебный план как часть ФГОС содержит: Инвариантную часть; Вариативную часть; Внеурочная деятельность по направлениям (10ч/нед):
В тексте ФГОС требования к предметным результатам освоения программы как начального так и основного образования по предмету «Иностранный язык» даются в предельно обобщенном виде, например, в Стандарте начального образования они выглядят так:
приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме; освоение начальных лингвистических представлений об иностранном языке в условиях взаимосвязи с родным (лингвистический компонент); сформированность толерантности к носителям чужого языка (социокультурный компонент)
Эти требования детально представлены в Примерной программе по иностранному языку. По сути, ФГОС является основой для объективной оценки уровня образования обучающегося на соответствующей ступени
Новые примерные программы по иностранным языкам В стандарте нового поколения очевидны приоритеты личностно-ориентированной модели образования – переход от знаниевой парадигмы к центрированной. Стандарт нацелен на реализацию личностно- ориентированного, деятельностного, компетентностного подходов к обучению ИЯ.
Речевая, языковая, универсальная, компенсаторная компетенции сохранили «свои позиции» в соответствии с прежним стандартом. Приоритет личностно- ориентированной парадигмы заключается в формировании межпредметных связей и метапредметных компетенций
Результаты образования формируются на трех уровнях: - Личностном; - Метапредметном; - Предметном.
Личностный смысл содержания образования выражается В учете особенностей, интересов, потребностей и возможностей школьников определенного возраста, что проявляется в отборе предметного содержания речи, соотносимого с реальными проблемами, ситуациями и сферами общения
Личностный смысл содержания образования выражается В постановке учеников в ситуацию выбора (с помощью избыточного и информативного материала, дифференцированных заданий, возможного режима работы, возможных вариантов решения проблемы и т.п.)
Личностный смысл содержания образования выражается В учете профессиональных устремлений школьников, их потребности в самоопределении, в частности за счет обсуждения: -Мира современных профессий; -Индивидуальных склонностей к некоторым профессиям; -Профильно-ориентированных приложений
Личностный смысл содержания образования выражается В воспитательном и развивающем потенциале предмета иностранный язык, направленности содержания образования на: - Создание у ученика целостной картины мира и понимание собственной личностной ответственности за будущее планеты и человечества.
Личностный смысл содержания образования выражается Воспитание уважения к собственной культуре и толерантности к проявлению иной культуры (через социокультурный компонент иноязычного образования) Развитие критического мышления школьника, формировании его ценностных ориентаций, чувств и эмоций
Личностный смысл содержания образования выражается В формировании понимания важности непрерывного обучения через всю жизнь и стратегий самообучения: -Готовности и способности самостоятельно приобретать знания в разных областях; -Совершенствоваться в предмете, в том числе с помощью усвоения алгоритмов предметных и универсальных учебных действий – это и есть индивидуальная траектория обучения
Личностный смысл содержания образования выражается В способности компенсировать свои недостатки, адаптироваться к культурным, социальным и профессиональным условиям. В раскрытии и стимулировании творческих способностей и личного потенциала школьников
В примерных программах нового поколения сказанное реализуется через: Уточненные цели образования по предмету; Обновленное содержание обучения ИЯ; Четко представленную структуру программы
Примерная программа нового поколения состоит из: Пояснительная записка; Основного содержания обучения; Примерного тематического планирования по каждому из четырех европейских языков; Рекомендации по оснащению учебного процесса
В пояснительной записке Общая характеристика программ и содержание предмета ИЯ с учетом возрастных особенностей школьников на данной ступени обучения; Сведения о вкладе учебного предмета ИЯ в достижении общих целей образования; Изложение требований к результатам обучения на личном, метапредметном и предметном уровнях.
Основное содержание в целом традиционно включает: Предметное содержание речи; Коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письменной речи; Языковые знания и навыки; Социокультурные знания и умения; Компенсаторные умения; Общеучебные умения и универсальные способы деятельности; Специальные учебные умения; Языковые средства.
Новое в разделе «Основное содержание» Предметное содержание речи обновлено с учетом современных реалий Коммуникативные умения содержат как уточненные качественные параметры (жанров текстов и стратегий чтения и аудирования) так и количественные параметры (продолжительность и объем устного высказывания, письменного произведения)
1) Общеучебные умения и универсальные способы деятельности ориентированы на работу с разными типами и источниками информации на иностранном языке, на планирование учебно- исследовательской работы
2) Специальные учебные умения помимо известного набора умений включают умения участвовать в проектной деятельности межпредметного характера
Тематическое планирование содержит 2 таблицы на каждый ИЯ с описанием содержания курса и характеристики видов деятельности ученика, что представляет собой новизну и отражает деятельностный характер предмета ИЯ:
1 таблица ориентирована на количество часов в Базисном Учебном Плане (например, 525 часов на изучение ИЯ в 5-9 классах); 2 таблица содержит несколько расширенное содержание, рассчитаное на большее количество часов (например, для школ с углубленным изучением ИЯ)
В УМК включена продуманная система упражнений, позволяющая реализовать вариативный подход в обучении, средства для регулярного контроля и самоконтроля (подготовка к ГИА и ЕГЭ), необходимый справочный материал. Учебные комплекты снабжены новыми обучающими компонентами – мультимедиа, интерактивные приложения. Российские издательства уже начали выпуск обновленных УМК.
«Изменения ФГОС – это назревшая необходимость, обусловленная современными социокультурными и образовательными реалиями. Новый стандарт позволил обобщить то положительное, что существовало в преподавании иностранного языка в прежние годы, и модифицировать условия для более эффективного обучения школьников в новых реалиях».
Спасибо за внимание!