«Проецирование оптимальной модели образовательного процесса при апробации ФГОС НОО»
Приоритеты образовательной политики Зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол 36); - Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г р); - Приоритетном национальном проекте «Образование» на годы; - Федеральной целевой программе развития образования ; -Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»; -ФГОС НОО.
Критерии готовности лицея к введению стандарта -нормативная база приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.); -разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования; -приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников; -определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; -определены стимулирующие надбавки за ведение экспериментальной работы, порядок и размер премирования в соответствии с НСОТ;
Критерии готовности лицея к введению стандарта -создана оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся; - разработан план методической работы и план работы кафедры начальных классов, обеспечивающие сопровождение введения ФГОС; -осуществлено повышение квалификации трёх учителей начальных классов; - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Основные характеристики нового стандарта новый формат стандарта (рамочный документ); новое содержание стандарта (совокупность требований); расширение функций и пользователей стандарта; новое методологическое основание.
Принципиальные отличия стандартов второго поколения от стандартов 2004 г. (начальная школа) компонента (федеральный. региональный, школьный) изменения в предметном содержании (разгрузка на 20%, новые предметы, новые концепции предметов, новые элементы содержания); заявлены, но не реализованы личностная ориентация, ключевые компетенции; деятельностный характер образования - только федеральный компонент - предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта, носит вариативный характер (дается три варианта планирования, педагог может создать свой, 4-й вариант), усиление воспитательной функции образования (на внеурочную деятельность - 10ч. в каждом классе) - ориентация стандарта второго поколения на результат образования
Цели и образовательный результат 2004 г. овладение умениями; практическое применение знаний и умений (ключевые компетенции) освоение знаний; новый стандарт формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции
Закон «Об образовании» п. 4 ст. 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования: Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов Т К результатам освоения основных образовательных программ Т К структуре основных образовательных программ Т К условиям реализации основных образовательных программ
Структура стандартов 2004г. и стандартов второго поколения 2004 год новые стандарты Требования к структуре образовательных программ (чему и как учить) Требования к условиям реализации образовательных программ Требования региона Требования региона Требования школы Требования школы Общеучебные умения, навыки, способы деятельности Учебные предметы (цели, обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Требования к результатам освоения образовательных программ Дополнительные требования не могут служить основанием для итоговой аттестации выпускников!
Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентация ценностно-смысловая;ценностно-смысловая; в социальных ролях и меж-в социальных ролях и меж- личностных отношениях Самоопределение: личностное, профес- сиональное, жизненное Смыслообразование: связь между целью (ре- зультатом) деятельности и ее мотивом и ее мотивом Морально-этическаяориентация МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные: организация деятельности Коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества Познавательные: общеучебные, в т.ч – знако- во-символические, логичес- кие, постановка и решение проблемы ПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Основы системы научных знаний Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Требования к условиям реализации основных образовательных программ Кадры Материаль- ная база (включая параметры ИОС) Информа- ционные ресурсы (включая УМК, ЦОР и др.) Финансово- экономические (включая методику формирования бюджета) СанПиНы, МЧС, психологи- ческая безопасность, другие Другие Объекты нормирования
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно-оздоровительное: 1.Шахматная школа – 1 час 2.ОФП – 0,5 часа 3.Аэробика – 0,5 часа Художественно-эстетическое: 1.Танцевальный коллектив – 1 час 2.Студия «Домисолька» - 1 час 3.Театральный коллектив – 1 час Военно – патриотическое: 1.Юный пожарник – 0,5 часа 2.Юный помощник ГИБДД – 0,5 часа Научно-познавательная: 1.Юный информатик – 1 час Общественно-полезная деятельность : 1.Клуб по интересам «Азбука содержания животных» - 1 час 2. Социальная деятельность – 1 час Проектная деятельность: 1. Школа проектной деятельности – 1 час Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность.
Системно-деятельностный подход Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действие Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Вектор смещения акцентов нового стандарта Чему учить?обновлениесодержания обновлениесодержания Ради чего учить?ценностиобразования Ради чего учить?ценностиобразования Как учить? обновление средств обучения Как учить? обновление средств обучения формирование универсальных способов действий