НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИКАЗ 373 от 6 октября 2009 г. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 1. Утвердить прилагаемый ФГОС начального общего образования. 2. Ввести в действие с 1 января 2010 года ФГОС, утвержденный настоящим приказом.
Меньше года на подготовку В декабре прошлого года Минюст России зарегистрировал приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении стандарта начального общего образования (17785 от ). Все первые классы НОО переходят на ФГОС с 1 сентября 2011 года.
ФГОС (Стандарт) Совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) начального общего образования (НОО) образовательными учреждениями, имеющими имеющими государственную государственную аккредитацию. аккредитацию.
5 Новая цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России
6 ФГОСобщегообразования Новая цель образования Новые средства обучения Новое содержание образования Новые технологии обучения Новые требования к подготовке учителя Новое целеполагание Для учителей и обучающихся
ФГОС имеет особенности ориентирован на результаты образования; ориентирован на результаты образования; имеет «рамочный характер»; имеет «рамочный характер»; в его основе лежит системно- деятельностный подход; в его основе лежит системно- деятельностный подход; основные задачи реализации содержания представлены по предметным областям; основные задачи реализации содержания представлены по предметным областям;
ФГОС имеет особенности внеурочная деятельность организуется по-новому; внеурочная деятельность организуется по-новому; впервые ведется речь об условиях реализации ООП НОО; впервые ведется речь об условиях реализации ООП НОО; предложена новая система оценки достижения планируемых результатов; предложена новая система оценки достижения планируемых результатов; представлена Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. представлена Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Стандарт включает требования: к результатам освоения ООП НОО; к результатам освоения ООП НОО; к структуре ООП НОО, в том числе к соотношению частей ООП и их объему, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса; к структуре ООП НОО, в том числе к соотношению частей ООП и их объему, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации ООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. к условиям реализации ООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Роль и место педагогического образования в ФГОС общего образования ФГОСобщегообразования Требования к результатам Требования к условиям Требования к структуре основных образовательных программ Педагогические кадры Педагогическое образование – важнейший ресурс реализации стандарта общего образования, как условие устойчивого инновационного развития России
11 Основы школьного стандарта Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход
Основа ФГОС – системно- деятельностный подход
Системно-деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход стратегии проектирования и конструирования в системе образования; переход стратегии проектирования и конструирования в системе образования; ориентацию на результаты образования; ориентацию на результаты образования; признание решающей роли содержания образования; признание решающей роли содержания образования;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования; гарантированность достижения планируемых результатов освоения ООП НОО; гарантированность достижения планируемых результатов освоения ООП НОО; основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП НОО и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Результаты освоения ООП личностные предметные метапредметные метапредметные
Личностные результаты Включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно- смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты Включают освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Предметные результаты Включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Требования к предметным результатам освоения ООП НОО С учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, обучающийся должен получить возможность их освоения на уровне, обеспечивающем успешное обучение на следующих ступенях общего образования.
Литературное чтение 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей ценностей и традиций; и традиций;
Литературное чтение 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
Литературное чтение 3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Литературное чтение 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
Литературное чтение 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обобщенный результат освоения обучающимися ООП НОО может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
«Портрет выпускника начальной школы» любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Индивидуальные достижения обучающихся подлежат итоговой оценке качества освоения ООП НОО
К индивидуальным достижениям обучающихся относится способность к решению учебно-познавательных задач на основе: системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии; системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии; обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений; коммуникативных и информационных умений; системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни. системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися ООП НОО осуществляется образовательным учреждением.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП НОО должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения ООП НОО, необходимых для продолжения образования.
В итоговой оценке должны быть выделены следующие составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений обучающихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО; результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений обучающихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО;
результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования. результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Результаты итоговой оценки освоения ООП НОО используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения ООП НОО, относятся: ценностные ориентации обучающихся; ценностные ориентации обучающихся; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании программ развития образования федерального, регионального, муниципального уровней.