Учебно – познавательные компетенции
"Задача обучения заключается не в том, чтобы сделать человека умнее, но в том, чтобы сделать его ум культурнее. Развитой ум – это не просто сильный ум, это ум научно – образованный, воспринявший в себе научную культуру. Умеющий подчинять произвол своего мышления объективным требованиям метода… С. И. Гессен
Объекты познания к которым применяются учебно – познавательные компетенции 1.Ценности познания, учения, образования (гносеологические, социокультурные, этические), общие принципы гносеологии как теории познания, категориальный строй науки в целом. 2.Теории, учения, общенаучные принципы, формы, подходы к отражению реальной действительности (системный подход деятельности и информационный подходы к познанию, методы моделирования, формулирования гипотез и т.д.). 3.Совокупность принципов, методов, приемов научного исследования как системы процедур, обеспечивающих получения эмпирического материала и его первичную обработку. 4.Умения и техники, повышающие эффективность учебно – познавательной деятельности (общеучебные умения; техники, обеспечивающие эффективность интеллектуальной деятельности: мнемотехники, приемы концентрации внимания и т.д.).
Учебно-познавательные компетенции предполагают умения: ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель; организовать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно- познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира.
Требования к разработкам профильных курсов Данный методический аспект работы учителя должен содержать: определение цели, задач и характера обучения конкретной возрастной группы учащихся; выбор соответствующих условиям обучения технологий образовательного процесса; выделение модулей, их основных элементов, логики их включения в профильный курс; четкое планирование и проектирование системы уроков и каждого из уроков в отдельности, определение и разработка учебных тем – дидактических модулей как основного объекта проектирования; разработка методического инструментария учителя для определенного дидактического модуля – выбор необходимых средств обучения, методов и приемов раскрытия содержания.
Формы урочного преподавания познавательной компетенции Интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; Организованная по группам работа по анализу исторических событий; Уроки проведения мозговой атаки (самостоятельное решение актуальных задач); Уроки – интервью, круглые столы, пресс – конференции, телемосты и др.; Уроки – конкурсы рефератов; Деловые и ролевые игры, воссоздающие определенную историческую ситуацию или рассматривающие вопросы разрешения какой – либо современной проблемы на основе знаний по истории; Уроки – презентации самостоятельных работ учащихся; Уроки – диспуты и т.д.