Финансирование природоохранных мероприятий Лекция 1. Финансирование мероприятий по природопользованию. Система экологических фондов.
Система платного ПП является основным источником финансирования экологических мероприятий. Финансы – это система отношений по формированию и расходованию фондов денежных средств, обслуживающих процессы охраны и воспроизводства природных ресурсов и поддержанию на должном уровне экологической безопасности. Основными источниками финансирования мероприятий по рациональному ПП являются: собственные средства предприятий; бюджеты разных уровней (федеральный, субъектов РФ, местный); внебюджетные целевые фонды; кредиты банков.
Основные элементы финансирования природоохранной деятельности: – фонды охраны природы (экологические фонды), формируемые общефедеральном, уровне субъектов федерации и местом в составе соответствующих бюджетов и образующиеся за счет платежей за загрязнение ОПС; – фонды воспроизводства природных ресурсов (фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, фонд восстановления и охраны водных объектов; фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов) образующиеся на уровне Федерации и субъектов Федерации в составе соответствующих бюджетов за счет аккумуляции соответствующих платежей (за пользование недрами, водными объектами, водными биологическими ресурсами);
- средства международных финансовых фондов и программ, предоставляемых для финансовой поддержки решения приоритетных экологических проблем, как правило, в виде грантов и субсидий; – бюджетные источники, за счет которых финансируются федеральные, региональные и местные экологические программы, природовосстановительные мероприятия по ряду отраслей, включая лесное, водное хозяйство, содержание особо охраняемых природных территорий, а также обеспечивается система органов экологического контроля и управления; – страховые фонды, как аккумулированные в бюджетах, так и образующиеся у страховых компаний, страхующих экологические риски, связанные с аварийным загрязнением ОПС;
– кредитные ресурсы как отечественных, так и международных банковских учреждений (в частности Всемирного банка, Европейского Банка Реконструкции и Развития и др.), участвующих в кредитовании инвестиционных природоохранных проектов; – специализированные фонды охраны (либо амортизационные фонды) предприятий-природопользователей, направляемые на экологическую модернизацию производства, реализацию инвестиционных природоохранных проектов.
Таким образом, для ныне действующей в России системы финансирования природоохранных и природовосстановительных мероприятий характерны: наличие многих источников, что призвано усилить ее надежность и устойчивость, имеющих важное значение в условиях реформирования экономики и сохранения кризисных тенденций; относительно высокий удельный вес бюджетного финансирования, проявлением чего, в частности, служит консолидация в бюджетах, специализированных фондов воспроизводства природных ресурсов и экологических фондов (ранее бывших внебюджетными).
Существенная роль бюджетного финансирования природоохранной деятельности обеспечивается тем, что в федеральном бюджете аккумулируются: 100% акцизов на нефть и природный газ; по 40% платежей: за пользование недрами при разработке основных (не общераспространенных) месторождений полезных ископаемых; за пользование лесным фондом; платы за пользование водными объектами; 10% эмиссионных платежей, определенная часть земельного налога (по нормативам, дифференцированным по различным субъектам Федерации), а также лицензионных сборов (в соответствии со специальным законодательством РФ). В бюджетах субъектов РФ в дополнение к этому аккумулируются по 60% платежей за пользование основными месторождениями полезных ископаемых, платежей за пользование лесным фондом и водными объектами.