Одаренность и ее виды Педагог – психолог Г.В. Трухнина
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться
Одаренные дети – это дети, опережающие сверстников в развитии. У этих детей наблюдается большая восприимчивость к учению или более выраженные творческие проявления
Виды одаренности: музыкальные, художественные, Спортивные; Интеллектуальные и т.п. Общей умственной одаренность- умение нестандартно мыслить, решать задачи, опираясь на поисковую активность и сообразительность ребенка
Замедленный и ускоренный темп развития не следует рассматривать как обязательное проявление итогового уровня
Особенности развития одаренного ребенка Развитие любознательности ( познавательной потребности) Сверхчувствительность к проблемам. Склонность к задачам дивергентного характера. Способность рассуждать и мыслить логически оригинальность, гибкость мышления, легкость генерирования идей Способность к прогнозированию
Высокая концентрация внимания Способность к оценке Устойчивость и широта интересов Настойчивость(целеустремленность) способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели Требовательность к результатам собственной деятельности Самоактуализация Социальная автономность Соревновательность
Концепция американского ученого А. Танненбаума Общие способности; Специальные способности в конкретной области; Личностно – волевые характеристики Стимулирующее окружение, соответствующее развитию этих способностей (семья, школа и др); Случайные факторы (очутиться в нужном месте, в нужный час).
Диагностика одаренности детей Экспресс – диагностика Наблюдение
Методика «интеллектуальный портрет» Методика «карта одаренности» Методика диагностики одаренности. Карта интересов для младших школьников Диагностика по характеристикам.
Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в своем учителе.
На развитие одаренности влияет Свободная деятельность дошкольников (игры, продуктивная деят) Исследовательская деятельность Проблемное обучение Широта интересов Использование задач дивергентного характера Добровольная заинтересованность самих детей
Благодарю за внимание.