ТИПОВЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ШКОЛЕ Босова Людмила Леонидовна, доктор педагогических наук, главный специалист отдела проектов в сфере информатизации образования НФПК 2011 г.
Социальный заказ Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Национальная инициатива « Наша новая школа » Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования 2
Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения. Современный учебный процесс Президент РФ Дмитрий Медведев по итогам заседания Совета по развитию информационного общества от 8 июля 2010 года поручил обеспечить масштабное внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс.
Электронные ( цифровые ) образовательные ресурсы ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
ЭОР способны обеспечить все компоненты образовательного процесса : получение информации практические занятия аттестацию или контроль учебных достижений расширение сектора самостоятельной учебной работы изменение ролей преподавателя ( поддержка учебного процесса и его координация ) и учащихся ( активная вовлеченность в учебный процесс ) формирование навыков управления ходом событий и чувства ответственности за получаемый результат реализацию принципиально новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения
Федеральные проекты Проект «Информатизация системы образования» Проекты Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы ЕК ЦОР образовательных и социокультурных ресурсов ФЦИОР ресурсов Реальная возможность обучения по образовательным программам основного общего и среднего (полного) общего образования с применением ЭОР
Типовые модели использования ЭОР Подготовка к уроку Фронтальная работа ( экран или интерактивная доска ) Групповая работа ( несколько компьютеров в классе ) Индивидуальная работа ( компьютерный класс ) Дистанционное обучение УЧЕНИК +
Подготовка к уроку Наборы цифровых ресурсов к учебникам Поурочные планирования Методические рекомендации Инновационные учебные материалы Инструменты учебной деятельности Электронные издания Коллекции Инструменты организации учебного процесса
Инновационная деятельность учителя Вместо традиционной деятельности педагога по созданию поурочных разработок в бумажной форме - создание творческих работ в цифровом виде. Учитель должен быть экспертом, самостоятельно оценивающим образовательный контент с точки зрения соответствия ЭОР основным содержательно - методическим и эргономическим требованиям.
Экран или интерактивная доска Обеспечение наглядности содержания и наглядности деятельности Усиление обучающего эффекта за счёт одновременного использования аудио и видео информации Упорядочение знаний за счёт наглядного представления логики изложения, ключевых понятий и их взаимосвязи Слабая ориентация существующих ЭОР на использование возможностей интерактивной доски Учителя разрабатывают ресурсы самостоятельно с учетом возможностей имеющейся интерактивной доски
Несколько компьютеров в классе Смена видов деятельности Групповая работа Проектная деятельность
Домашний компьютер Использование ЭОР при подготовке домашних заданий, для творческой, исследовательской и проектной деятельности. Полученный материал может быть только личным достоянием ученика, либо же становиться материалом общим, приносимым в школу и используемым на уроках.
Дистанционное обучение Становится всё более востребованным Разработаны различные модели ДО Существуют многочисленные оболочки для ДО Курсы ДО на основе ресурсов федеральных образовательных порталов самостоятельно разрабатываются учителями
Инновационный подход Переход от классического бумажного учебника к интерактивному мультимедийному электронному учебнику ( ИМЭУ ) ИМЭУ как основное учебное издание, содержащее систематическое изложение содержания учебного предмета, соответствующее государственному стандарту и образовательной программе, обладающее принципиально новыми эргономическими свойствами, возможностями оперативного обновления содержания, широкими возможностями компьютерной визуализации учебной информации, интерактивного взаимодействия между пользователем и средствами ИКТ, автоматизации процессов тренажа и контроля знаний, вычислительной, информационно - поисковой деятельности и т. д.
Прогнозируемые результаты Реализация ИМЭУ на современной технологической основе, с возможностью воспроизведения ( работы ) на широком спектре компьютерных устройств и операционных систем, с возможностью загрузки и активного взаимодействия по современным линиям связи позволит : приблизить образовательный контент к ученику, как в школе на всех уроках, так и дома при самостоятельной работе ученика ; создать активно - деятельностную познавательную среду для учащегося за счёт поддержки его творческой деятельности с элементами контента и наличия средств коммуникации ; сохранить все достоинства классического печатного учебника и обогатить его за счёт динамических мультимедийных компонентов, интерактивных контрольно - измерительных материалов, встроенного полнотекстового поиска ; создать комфортные, интуитивно понятные условия для управления образовательным контентом.
Апробация ИМЭУ Исследование учебно-методических, дидактических и иных возможностей использования интерактивных мультимедийных электронных учебников в образовательном процессе Анализ правовых аспектов внедрения интерактивных мультимедийных электронных учебников Анализ соответствия различных типов устройств гигиеническим требованиям Анализ социально-экономического эффекта внедрения интерактивных мультимедийных электронных учебников в сравнении с классическими школьными учебниками