Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523г. было выдано из великокняжеской казны 230 килограммов серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами. Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое – с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду. Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523г. было выдано из великокняжеской казны 230 килограммов серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами. Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое – с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.
Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже. Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже. Главный собор монастыря – в честь Смоленской Иконы Божией Матери – был возведен в гг. и закончен к престольному празднику (28 июля). По некоторым данным, его приписывают работе Алевиза Нового, но другие исследователи полагают, что строил его зодчий Нестор, погибший при строительстве. Главный собор монастыря – в честь Смоленской Иконы Божией Матери – был возведен в гг. и закончен к престольному празднику (28 июля). По некоторым данным, его приписывают работе Алевиза Нового, но другие исследователи полагают, что строил его зодчий Нестор, погибший при строительстве. Главный собор монастыряАлевиза Нового Главный собор монастыряАлевиза Нового
История Новодевичьего монастыря связана с именами Бориса Годунова и его сестры Ирины Федоровны, которые до избрания Годунова на царствование оставались здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. В конце XVI века при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен. Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни – круглые, в стенах – квадратные. Верха их были украшены зубцами. Увы, эти красивые башни не смогли защитить монастырь от разорения в Смутное время – ставшая крепостью обитель несколько раз переходила из рук в руки и наконец была сожжена паном Гонсевским. История Новодевичьего монастыря связана с именами Бориса Годунова и его сестры Ирины Федоровны, которые до избрания Годунова на царствование оставались здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. В конце XVI века при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен. Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни – круглые, в стенах – квадратные. Верха их были украшены зубцами. Увы, эти красивые башни не смогли защитить монастырь от разорения в Смутное время – ставшая крепостью обитель несколько раз переходила из рук в руки и наконец была сожжена паном Гонсевским. Новый расцвет монастыря начался с воцарением Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и вновь стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он был превращен в царское богомолье. В дар Новодевичьему монастырю от монархов были переданы многочисленные вотчины и драгоценности. Новый расцвет монастыря начался с воцарением Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и вновь стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он был превращен в царское богомолье. В дар Новодевичьему монастырю от монархов были переданы многочисленные вотчины и драгоценности.
При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая колокольня (приписываемая зодчему Якову Бухвостову), надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестер Софьи – царевен Марии и Екатерины. Царевна Софья после прихода к власти Петра I была в 1689г. заключена в Новодевичьем монастыре и пострижена в 1698г. под именем Сусанны. Она прожила здесь до 1704г. Софья – не единственная знатная узница этого монастыря. Сюда же из Суздаля при Петре II перевели Евдокию Лопухину, первую жену Петра I. Вообще монастырь был «знатным» – послушницы и монахини его были все из дворянских богатых семей, и при поступлении сюда жертвовали свои богатства в монастырь. При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая колокольня (приписываемая зодчему Якову Бухвостову), надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестер Софьи – царевен Марии и Екатерины. Царевна Софья после прихода к власти Петра I была в 1689г. заключена в Новодевичьем монастыре и пострижена в 1698г. под именем Сусанны. Она прожила здесь до 1704г. Софья – не единственная знатная узница этого монастыря. Сюда же из Суздаля при Петре II перевели Евдокию Лопухину, первую жену Петра I. Вообще монастырь был «знатным» – послушницы и монахини его были все из дворянских богатых семей, и при поступлении сюда жертвовали свои богатства в монастырь. Якову Бухвостову Якову Бухвостову
В 1724г. при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта. В 1724г. при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта. При захвате монастыря войсками Наполеона в нем была устроена батарея, но сожжен монастырь не был – когда французы подожгли его и ушли, монахини во главе с казначеей Саррой успели загасить не разгоревшийся огонь. Часть сокровищ успели вывезти в Вологду и спасти от расхищения. При захвате монастыря войсками Наполеона в нем была устроена батарея, но сожжен монастырь не был – когда французы подожгли его и ушли, монахини во главе с казначеей Саррой успели загасить не разгоревшийся огонь. Часть сокровищ успели вывезти в Вологду и спасти от расхищения.
Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены (ум. 18 ноября 1548г.), в самом соборе похоронены женщины царской фамилии. В старой части некрополя, расположенной между храмами, лежат рядом ученые, писатели, поэты, просто члены знатных семей. Среди похороненных встречаются такие громкие имена, как А.П.Чехов, С.М.Соловьев, Д.В.Давыдов, А.С.Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и др. В гг. было принято решение расширить кладбище, и новая часть, вынесенная за пределы монастыря, была обнесена оградой по проекту архитектора И.П.Машкова. Сейчас там находятся могилы множества видных советских деятелей. Старое же кладбище в советское время сильно пострадало: были ликвидированы многие могилы, за исключением писательских и деятелей науки и культуры. Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены (ум. 18 ноября 1548г.), в самом соборе похоронены женщины царской фамилии. В старой части некрополя, расположенной между храмами, лежат рядом ученые, писатели, поэты, просто члены знатных семей. Среди похороненных встречаются такие громкие имена, как А.П.Чехов, С.М.Соловьев, Д.В.Давыдов, А.С.Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и др. В гг. было принято решение расширить кладбище, и новая часть, вынесенная за пределы монастыря, была обнесена оградой по проекту архитектора И.П.Машкова. Сейчас там находятся могилы множества видных советских деятелей. Старое же кладбище в советское время сильно пострадало: были ликвидированы многие могилы, за исключением писательских и деятелей науки и культуры.
В 1922г. монастырь был закрыт, и новые хозяева начали с того, что открыли в нем «Музей раскрепощения женщины». В 1926г. его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Часть зданий отдали под немузейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал. С 1939 по 1984 гг. в монастыре жил и работал знаменитый историк- реставратор П.Д.Барановский. В 1992г. здесь была установлена мемориальная доска с его именем. В 1994г. монастырь снова стал действующим. Это единственный в Москве монастырь, подчиняющийся не непосредственно Патриарху, а Митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Монастырской общине были переданы не все здания – часть их осталась в ведении музея, в том числе древний Смоленский собор, ровесник монастыря. В 1922г. монастырь был закрыт, и новые хозяева начали с того, что открыли в нем «Музей раскрепощения женщины». В 1926г. его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Часть зданий отдали под немузейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал. С 1939 по 1984 гг. в монастыре жил и работал знаменитый историк- реставратор П.Д.Барановский. В 1992г. здесь была установлена мемориальная доска с его именем. В 1994г. монастырь снова стал действующим. Это единственный в Москве монастырь, подчиняющийся не непосредственно Патриарху, а Митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Монастырской общине были переданы не все здания – часть их осталась в ведении музея, в том числе древний Смоленский собор, ровесник монастыря.