Правительство Москвы Нормативно-правовое обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Москве Москва, 2012 год
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ Цели и задачи проекта 2 Задачи: - анализ федерального и московского законодательства в области предоставления государственных и муниципальных услуг - изучение основных принципов предоставления государственных услуг - рассмотрение требований к разработке и утверждению административных регламентов предоставления государственных услуг - анализ основных мероприятий государственной программы города Москвы «Открытое Правительство» на гг. в части повышения качества и доступности государственных услуг для заявителей Цель – анализ системы предоставления государственных услуг в городе Москве с точки зрения нормативно-правового регулирования
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ Федеральное законодательство Перечень основных федеральных актов, регулирующих предоставление государственных услуг Федеральный закон от ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Постановление Правительства Российской Федерации от «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» Распоряжение Правительства Российской Федерации от р «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции» Постановление Правительства Российской Федерации от «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (исполнение функций)»
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ Федеральное законодательство Определяет основные понятия: - государственная (муниципальная) услуга; - административный регламент; - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; - портал государственных и муниципальных услуг; -межведомственное информационное взаимодействие. Устанавливает: - общие требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг; - основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг; - требования к структуре и порядку разработки административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг. Федеральный закон от ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" 4
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ Московское законодательство Перечень основных правовых актов города Москвы, регулирующих предоставление государственных услуг Постановление Правительства Москвы от ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве» Распоряжение Правительства Москвы от РП «О Базовом регистре информации, необходимой для предоставления государственных услуг в городе Москве» Постановление Правительства Москвы от ПП «Об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг» Распоряжение Правительства Москвы от РП «О дальнейшем развитии системы многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы» Постановление Правительства Москвы от ПП «О выполнении поручений Правительства Москвы по вопросу оптимизации системы предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» и сокращения сроков подготовки документов» Постановление Правительства Москвы от N 270-ПП «О некоторых вопросах организации работы многофункциональных центров предоставления государственных услуг» Постановление Правительства Москвы от N 554-ПП «Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы»
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ Московское законодательство Утверждены: - Единые требования к предоставлению государственных услуг в городе Москве; - Порядок разработки административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы; - Типовой административный регламент предоставления государственных услуг города Москвы; - Порядок контроля исполнения административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы; - Положение о порядке формирования и ведения Реестра государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы. Постановление Правительства Москвы от ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуге в городе Москве» 6
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ Государственные услуги Предоставляются: -федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по запросам заявителей; -на основании административных регламентов предоставления государственных услуг; -в соответствии с установленными стандартами. Подлежат: - включению в Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций).
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ Государственные услуги Реестр государственных и муниципальных услуг В соответствии с Федеральным законом от «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг. Сведения о государственных услугах (функциях), предоставляемых (осуществляемых) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации размещаются путем заполнения разделов федерального реестра или размещения в них сведений из реестров государственных услуг (функций) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Формирование и ведение реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Постановление Правительства Москвы от ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве» Утверждено: Положение о порядке формирования и ведения Реестра государственных и муниципальных услуг города Москвы Установлен: Перечень сведений о государственных и муниципальных услугах, подлежащих внесению в Реестр
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ Государственные услуги Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы Реестр - государственная информационная система, содержащая сведения об услугах, предоставляемых в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе административными регламентами, органами исполнительной власти города Москвы, организациями города Москвы и органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве Реестр содержит следующие сведения: –об услугах, предоставляемых органами исполнительной власти города Москвы и организациями, участвующими в предоставлении этих услуг; –о государственных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления) при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных законами города Москвы; –об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти города Москвы государственных услуг; –об услугах, предоставляемых государственными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ); –о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления (далее - муниципальные услуги), в случае принятия органами местного самоуправления решения о размещении в Реестре и на Портале государственных услуг города Москвы указанных сведений.
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ Государственные услуги Основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг 1.правомерность предоставления; 2.заявительный порядок обращения; 3.правомерность взимания с заявителей государственной пошлины или платы; 4.открытость деятельности органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги; 5.доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг; 6.возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ Государственные услуги 1.Запрещается требовать от заявителя : -предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, -осуществления действий (согласований), необходимых для получения государственных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы и организации. 2. Органы исполнительной власти самостоятельно получают необходимые документы и информацию, находящиеся в распоряжении иных органов, путём межведомственного взаимодействия. 3. Государственные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. 4. В установленных законодательством случаях заявители имеют возможность подать запрос и необходимые для предоставления государственной услуги документы в электронной форме через Портал государственных и муниципальных услуг (функций). Общие требования к предоставлению государственных услуг: 11
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ Государственные услуги 12 Устанавливает: Правовые основания предоставления государственной услуги Наименование государственной услуги Наименование органа исполнительной власти города Москвы (организации), предоставляющего государственную услугу, государственных учреждений города Москвы и иных организаций, участвующих в предоставлении услуги Категорию заявителей, имеющих право на обращение за получением государственной услуги Документы, необходимые для предоставления государственной услуги Услуги, необходимые и обязательные для предоставления государственной услуги Срок предоставления государственной услуги Перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги Перечень оснований и срок приостановления предоставления государственной услуги Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги Результат предоставления государственной услуги Плату за предоставление государственной услуги и/или услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги Показатели доступности и качества государственной услуги Порядок информирования о предоставлении государственной услуги Стандарт предоставления государственной услуги:
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ Административные регламенты предоставления государственных услуг органами исполнительной власти города Москвы 13 Федеральным законом от 27 июля 2010 года 210-ФЗ предусмотрено предоставление государственных услуг в соответствии с административными регламентами Цели регламентации: Установление единых стандартов качества и доступности предоставления услуг заявителям Фиксация четкой последовательности административных процедур Обеспечение объективной оценки качества предоставления услуг
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ 14 Государственные услуги 1) общие положения; 2) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги; 3) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме; 4) формы контроля за исполнением административного регламента; 5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих. Структура административного регламента
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ Этапы разработки административных регламентов 15 Формирование Реестра государственных услуг (308 услуг) Разработка первоочередных административных регламентов в 2011 году (107 услуг) Разработка административных регламентов на основании решения Комиссии по проведению административной реформы в 2012 году Проведение экспертизы административных регламентов Утверждение административных регламентов
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ Предмет экспертизы административных регламентов 16 Критерии экспертизы 1.Правовые основания и практическая целесообразность предоставления услуги 2.Общее количество документов и сведений, необходимых для получения услуги 3.Количество документов, предоставление которых требуется от заявителя лично 4.Общий (максимальный) срок предоставления услуги и возможных приостановок 5.Количество посещений заявителем органа власти для получения результата Рассмотрение результатов экспертизы на заседаниях Рабочих групп
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ 17 Государственные услуги Основные задачи : повышение качества и доступности предоставления государственных услуг; оптимизация порядков предоставления государственных услуг отдельных сфер. Предусмотрены в соответствующих подпрограммах государственной программы «Открытое Правительство» на гг, утвержденной постановлением Правительства Москвы от
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ 18 Открытое Правительство Подпрограмма 1 Создание и развитие сети многофункциональных центров предоставления государственных услуг Подпрограмма 2 Упрощение и регламентация процедур предоставления государственных услуг (исполнения функций) Подпрограмма 3 Переход к предоставлению государственных услуг в электронном виде Подпрограмма 4 Формирование системы комплексного социально- экономического планирования Подпрограмма 5 Повышение эффективности управления финансами Повышение качества и доступности социально значимых услуг, оказываемых за счет средств бюджета города Москвы Подпрограмма 7 Развитие кадров государственной службы города Москвы Подпрограмма 8 Совершенствование административно-управленческих процессов органов исполнительной власти города Москвы Подпрограмма 6
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ Подпрограмма 1. МФЦ 19 Центр ответственности - Комитет государственных услуг города Москвы Доля жителей города Москвы, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг в МФЦ, % Приоритеты: 1.Создание комфортных условий для получения гражданином услуг через МФЦ. 2.Внедрение современных технологий в процедуру оказания государственных услуг. 3.Обеспечение принципа экстерриториальности и предоставления услуг по «жизненным ситуациям». 4.Обеспечение клиентоориентированного подхода к предоставлению комплексных государственных услуг по вневедомственному принципу, внедрение механизма «универсальных специалистов». Направления реализации: 1.Подбор и оснащение помещений для размещения МФЦ. 2.Информирование граждан о новых возможностях при получении услуг через МФЦ. 3.Привлечение территориальных органов ФОИВ Москвы к предоставлению услуг через МФЦ. 4.Проведение мониторинга организации государственных услуг и организация обратной связи с населением. Ожидаемые результаты: 1. Свободный доступ к получению государственных услуг в МФЦ вне зависимости от места проживания гражданина. 2. Повышение удовлетворенности граждан системой оказания государственных услуг.
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ Подпрограмма 2. Упрощение и регламентация процедур предоставления государственных услуг 20 Центр ответственности - Комитет государственных услуг города Москвы Приоритеты: 1.Упрощение и повышение прозрачности процедур предоставления услуг. 2.Повышение качества обслуживания и доступности государственных услуг, оказываемых органами государственной власти. 3.Повышение эффективности исполнения контрольно-надзорных полномочий на основе новых административных регламентов. Ожидаемые результаты: 1. Наличие утвержденных административных регламентов предоставления государственных услуг на основе оптимизированных процедур, обеспечивающих возможность оказания государственных услуг на базе МФЦ и в электронном виде. 2. Установление экономически обоснованного размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг. Доля государственных услуг, по которым приняты административные регламенты предоставления государственных услуг на основе оптимизированных процедур, % Направления реализации: 1.Упрощение и регламентация процедур предоставления государственных услуг. 2.Упорядочение участия подведомственных организаций в оказании государственных услуг органами власти. 3.Сокращение затрат заявителей, связанных с получением платных услуг. 4.Оптимизация и регламентация контрольно- надзорных полномочий.
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ Подпрограмма 3. Переход к предоставлению государственных услуг в электронном виде 21 Центр ответственности - Департамент информационных технологий города Москвы Приоритеты: Обеспечение предоставления государственных услуг в электронном виде. Направления реализации: Предоставление заявителю следующих возможностей: 1.) сократить количество предоставляемых документов за счет обеспечения возможности получения информации (сведений), относящиеся к предоставлению государственных услуг и находящихся в распоряжении органов власти; 2.) подавать заявления и документы личного хранения в электронном виде; 3.) получать информацию о ходе предоставления государственных услуг; 4.) получать результат предоставления услуги в электронном виде. Ожидаемые результаты: 1. Перевод в электронный вид всех государственных услуг, которые могут оказываться в электронном виде, к 2016 году. 2. Возможность многоканального доступа к государственным услугам: МФЦ, Портал государственных услуг, органы власти города Москвы. Доля государственных услуг, оказываемых в электронном виде, в общем количестве государственных услуг, которые могут оказываться в электронном виде, %
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ 22