Самурина Ольга Владимировна – учитель химии в МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа 30» Автозаводского района г. Нижнего Новгорода Работаю в школе 15 лет. В течение нескольких лет в методике преподавания химии использую игровые элементы.
УЧЕБНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
Контингент учащихся в вечерней (сменной) школе 30 Взрослые социально и профессионально определившиеся, после перерыва в образовании, нуждающиеся в реабилитационно- востановительном периоде, в коррекции дидактической запущенности, восстановлении учебно- познавательной деятельности. Учащиеся дневных школ, нуждающиеся в коррекции дидактической запущенности, восстановлении учебно- познавательной деятельности.
Нетрадиционный урок – дидактическая игра Игра – путешествие – «Путешествие на лодке «Генезис»» Деловая игра – «Аукцион химических знаний» Сюжетная (ролевая) игра Игра – соревнование – «Крестики-нолики» Игра – упражнение – лото, домино, кроссворд, лабиринт Учебные игры способствуют развитию: положительного стимула к процессу познания; познавательных способностей учащихся; мышления, внимания, сосредоточенности, наблюдательности, памяти, сообразительности.
НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК - это другой стиль общения, положительные эмоции; - это возможность развить творческие способности учащихся, показать им роль знаний. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность поднять интерес к изучаемому предмету, развить творческую самостоятельность, обучить работе с различными источниками знаний. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность поднять интерес к изучаемому предмету, развить творческую самостоятельность, обучить работе с различными источниками знаний.
Влияние дидактической игры на эффективность обучения химии Дидактическая игра Образовательная функция Организация общих способов работы Усвоение теоретических основ курса химии Воспитывающая функция Воспитание отношения к предмету, умения работать в коллективе Воспитание личностных свойств характера Развивающая функция Развитие творческих свойств Развитие потенциала, умственных действий Занимательное свойство игры
Дидактические игры, карточки-задания подобраны и разработаны с учетом уровня подготовки, развития и индивидуальных особенностей учащихся, которые можно применять на уроках изучения нового материала, повторения, обобщения, систематизации и проверки знаний, умений и навыков. Дидактические игры, карточки-задания подобраны и разработаны с учетом уровня подготовки, развития и индивидуальных особенностей учащихся, которые можно применять на уроках изучения нового материала, повторения, обобщения, систематизации и проверки знаний, умений и навыков. Разработанные дидактические материалы способствуют повышению мотивации обучения, интереса к предмету, умственной активности. Разработанные дидактические материалы способствуют повышению мотивации обучения, интереса к предмету, умственной активности. Дидактический эффект усиливается тем, что учащиеся сами с большим удовольствием и с пользой для себя придумывают и помогают составлять кроссворды, лото, домино, лабиринты; принимают участие в разработке правил игры и в подготовке атрибутов. Дидактический эффект усиливается тем, что учащиеся сами с большим удовольствием и с пользой для себя придумывают и помогают составлять кроссворды, лото, домино, лабиринты; принимают участие в разработке правил игры и в подготовке атрибутов.
График 1 (красный) – традиционный урок – показывает, что у учащихся нет мотивации на познание и интереса к работе. Главную роль играет учитель, который объясняет материал и проводит опрос. Учащиеся к нему не готовы психологически и ожидают окончания урока. График 2 (зелёный) – урок по игровой методике – показывает, что на протяжении всего урока учащиеся проявляют интерес и увлечены работой. Все учащиеся активны, проявляют свои способности и инициативу. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся и направляет их к решению дидактической задачи.
Диаграмма экспертизы качества знаний учащихся за 3 года
В ходе игровой деятельности учащихся развивается познавательный интерес к предмету и повышается эффективность обучения химии. Игровые ситуации делают любой урок разнообразным, интересным, придают ему эмоциональную окраску, воспитывают чувство ответственности. На уроках царит атмосфера творчества и сотрудничества. В ходе игровой деятельности учащихся развивается познавательный интерес к предмету и повышается эффективность обучения химии. Игровые ситуации делают любой урок разнообразным, интересным, придают ему эмоциональную окраску, воспитывают чувство ответственности. На уроках царит атмосфера творчества и сотрудничества. Игровые формы проведения уроков являются наиболее оптимальными для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии в вечерней школе. Игровые формы проведения уроков являются наиболее оптимальными для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии в вечерней школе.