Качество образования Что такое качество? Что такое качество?
Р. Декарт «Определяйте значение слов, этим вы избавите человечество от половины его недоразумений»
Понятие качества (Словарь) Качество в общем виде – это соответствие определенной цели. Качество – это совокупность характеристик продукта или услуги. Качество – это удовлетворение требований потребителя. Качество – это соответствие предмета как результата труда некоторым заданным стандартам.
Понятие качества в образовании Качество –образования – это такая совокупность свойств, которая обуславливает его способность выполнять выдвинутые обществом задачи по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности и воспитанности.
Качественное образование Образование, полученное школьником признается качественным, если его результаты соответствуют операционально- заданным целям и спрогнозированы в зоне ближайшего развития.
Качество образования обуславливается совокупностью показателей, характеризующих разные аспекты учебной деятельности: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база, кадровый состав, управление качеством образования.
Показатели качества Личная результативность учащегося: Обученность: Общая и качественная успеваемость; Качество обученности; Успехи в олимпиадах, конкурсах,конференциях; Поступление в вузы.
Воспитанность: гуманность взаимных отношений в коллективе; культура поведения в учебном заведении и вне его; комфортность пребывания ученика в школе; Активность и качество участия учеников в организации школьной жизни. М.М. Поташник.
Показатели качества Обученность; Обучаемость; Воспитанность; Развитость; Развиваемость; Самообучаемость; Саморазвитость; Самовоспитуемость. В.Давыдов. Т. Шамова, Якиманская.
Развитость Владение умениями мыслительной деятельности; Наличие творческой активности и мотивации; уровень саморегуляции и самоорганизации; способность адекватно реагировать на окружающую действительность.
Проблемы сельской школы Низкий уровень общего развития; Отсутствие сформированного мотива обучения в семье; Отсутствие стремления к умственной деятельности, к ценностям образования; Недоступны классы с углубленным изучением предметов; В классах с малой накопляемостью резко возрастает число контактов учителя и учеников, усиливается нагрузка на ученика, что ведет к быстрой утомляемости, падению интереса к предмету. Ухудшение питания сельских школьников. Возрастает число детей с задержкой в интеллектуальном развитии.
Проблемы учащихся Не умеют или не имеют возможности искать нужную информацию, систематизировать ее, выделять причинно-следственные связи; не умеют распределять время, организовывать его; отсутствуют информационные умения; Не владеют универсальными способами мыследеятельности; Отсутствие положительной мотивации к учению.
Пути повышения качества образования Продуцирование диалогического формата уроков; развитие деятельностных форм организации урока; Увеличение числа самостоятельных работ; приучение детей говорить самостоятельно презентовать свои достижения; Культивация проектных форм работы; Развитие тестовых технологий; Развитие внеурочной деятельности по предметам. Выполнение режимных моментов. создание групп поддержки. Конструктивное взаимодействие с родителями. Использование памяток и алгоритмов.