Научно-исследовательский семинар «Научно-исследовательский семинар в НИУ ГУ-ВШЭ: опыт проведения и задачи на 2010/2011 учебный год» 24 сентября 2010 г. Методическое управление Отдел методического сопровождения учебного процесса
НИС в структуре образовательных программ направлений подготовки бакалавриата в ГУ-ВШЭ Начальник Методического управления Палехова Полина Вячеславовна Тел.:
Оригинальные стандарты НИУ легализовали исследовательскую работу в образовательном процессе высшего профессионального образования В целях развития исследовательских и аналитических компетенций на всех факультетах, начиная c 1 курса, учебный план вводятся сначала профориентационные, затем проектно-исследовательские семинары, в рамках которых формируются: интуиция соответствующего предметного поля, представления о связи теории и практики в данной сфере, аналитические, проектные, исследовательские навыки.
Приложение 1 Информационная справка о планировании в учебных планах направлений подготовки (бакалавриат) научных/научно-исследовательских семинаров набора 2010 года (к стандартам НИУ)
Привлечение к исследовательской работе студентов в развитии образования задача в целом, исторически эволюционная С введением НИС в образовательные программы бакалавриата это приобрело достаточно конкретную форму (рамку), которая теперь готова наполниться еще более конкретным содержанием. Сегодня это содержание оценивается категорией компетенций, описывающих результат «образовательной услуги». Формированию исследовательских компетентностей студентов способствует оптимальное сочетание традиционных и инновационных форм обучения
Приложение 2 Компетентностная характеристика НИС на основе анализа оригинальных стандартов образовательных программ направления подготовки бакалавриат НИУ
В планах образовательных программ НИС включается помимо раздела НИР и в профессиональные циклы, и в практику, и имеет статус дисциплины Морфология семинара продолжается и в его программах, раскрывающих (или планирующих) раскрывать формы и методы работы семинара. Это принципиально: работает не преподаватель, студенты, приглашенные лектора, а «семинар», закладывая, взращивая будущие исследовательские кадры
Программа НИС почти всегда интегрирована с вертикалью курсов каждого данного года обучения и векторно проецируется на будущую сктруктурно-логическую схему курсов направления подготовки
Приложение 3 Информационная справка о предоставлении программ/проектов программ научных семинаров для бакалавров 1 курса на 2010/2011 учебный год
Отдельно, очевидно, необходимо вести речь о результирующей оценке НИС, промежуточных, итоговых формах контроля Пытаясь подчас формализовать глубоко творческие модели, полагаясь на экспертную оценку профессорско-преподавательского состава университета, его знания, опыт, профессиональную интуицию
Инновационно, как результат деятельности, необходим продукт НИСа, осязаемый и публичный Возможно это и есть основной индикатор качества образовательного процесса, «зашитый», в результат самостоятельной работы студентов, определяющийся такими ключевыми критериями исследовательской компетентности студентов, как: мотивация к исследовательской деятельности, способность к организации исследовательской деятельности, самостоятельность в исследовательской деятельности.
Профессиональная компетенция современного специалиста, ее особое направление совершенствования невозможно без участия в научно-исследовательской деятельности
Благодарю за внимание!