Проект – не итоговая самостоятельная работа учащихся, а метод, позволяющий им приобрести и закрепить навыки в процессе проектирования и изготовления изделия, удовлетворяющих потребности личности и общества. Ядром курса «Технология» выступает овладение методом проектов при изготовлении любого изделия или услуги. При этом полностью сохраняется обучение учащихся конкретным трудовым умениям и навыкам, но они рассматриваются как одно из средств достижения учащимися конкретной проектной цели.
Процесс обучения Традиционное обучение Проектное обучение ЦельУсвоение знаний, выработка умений и навыков, понимание учебного материала Развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения. СодержаниеПрограммные знанияОсвоение способов познания
МотивыОтметка, приказание, запрещение, наказание, соревнование Радость творчества, самосовершенство вание, уверенность в себе, получение новых знаний и умений МетодыРепродуктивные: -повторение, -упражнение, -заучивание, -действие по образцу, -инструктаж. Преобладание активных методов: -проблемная, эвристическая беседа, -диспут, -совместный поиск, -методы активизации творческого мышления
Формы организации занятия Фронтальные: -рассказ, -лекция, -опрос, -вопросно- ответный диалог Групповые и индивидуальные: -самостоятельная исследовательская работа, -дискуссия, -«мозговой штурм», -консультации Функции учителяСообщение знаний, демонстрация умений, проверка и оценка качества их усвоения Организация, координация и активизация творческого процесса, решение учащимися проблем, познавательных и практических задач
Функции учащихсяУсвоение знаний, приобретение умений и воспроизведение их по требованию учителя Освоение способов приобретения знаний, овладение умениями по мере необходимости, совершенствовани е себя и окружающего мира РезультатСоответствие знаний и умений учащихся требованиям стандарта Развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и умения, применять их в новой ситуации
Книги, журналы, газеты, справочники и т.д.; Аналогии (подобные проектируемому) изделия, находящиеся в эксплуатации; Эксперты (квалифицированные специалисты); Потребители;
Библиотечные каталоги; Компьютерные базы данных и сеть Интернет; Изучение и описание подобных изделий (аналогов); Интервью со специалистами; Изучение потребностей рынка в подобном изделии.
КритерииПроекты 1.Количество учебных предметов, охваченных проектом -Внутри предметные; -Межпредметные; -Надпредметные (включающие дисциплины, не входящие в школьную программу) 2.Время выполнения и объём работы над проектом -Мини-проекты; -четвертные; -полугодовые; -годовые; -многолетние 3.Число участников проекта -один учащийся (индивидуальный проект); -небольшая группа (групповой); -весь класс (коллективный)
Выявление интересов детей; Опора на ранее усвоенный материал; Самостоятельность учащихся; Творческая активность; Практическая осуществляемость проекта; Связь с потребностями общества.
1.Организационно – педагогические: Логическое продолжение процесса овладения учебным материалом; Комплексное отражение изученных вопросов и практических работ в течении учебного гада; Профориентационная направленность
2. Психолого – физиологические: Соответствие уровню подготовки учащихся, их индивидуальным, возрастным, физиологическим возможностям; Обеспечение санитарно – гигиенических и безопасных условий труда
3. Технолого – экономические: Соответствие материально – техническим возможностям учебных мастерских; Учёт региональных, национальных и местных особенностей; Использование рациональных технологий, экономичность, экологичность, эргономичность, соответствие требования дизайна
Упрощённой трактовки проекта ; Догматизма; Узкого «технологоцентризма»; Преувеличенного оптимизма.