Особенности компетентностно- ориентированных заданий по русскому языку для старших классов Подготовила: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 ст. Павловской Стадник Ангелина Ивановна
Отличительные признаки компетентностно-ориентированных заданий деятельностная составляющая: деятельностная составляющая: - предметные умения; - умения работать с информацией; - исследовательские (или методологические) умения
Типовые структурные компоненты учебных компетентностно- ориентированных заданий: - стимул; - стимул; - задачная формулировка; - задачная формулировка; - источник информации; - источник информации; - бланк для выполнения задания; - бланк для выполнения задания; -инструмент проверки. -инструмент проверки.
Многоуровневое построение компетентностно- ориентированных заданий УРОВЕНЬ 1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УРОВЕНЬ 1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УРОВЕНЬ 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУБЪЕКТИВНО НОВОЙ ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ СИТУАЦИИ. УРОВЕНЬ 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУБЪЕКТИВНО НОВОЙ ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ СИТУАЦИИ. УРОВЕНЬ 3. ТРАНСФОРМАЦИЯ ИЗВЕСТНОГО И ОТКРЫТИЕ НОВОГО В ПРОЦЕССЕ АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, МОДЕЛИРОВАНИЯ,ОЦЕНКИ. УРОВЕНЬ 3. ТРАНСФОРМАЦИЯ ИЗВЕСТНОГО И ОТКРЫТИЕ НОВОГО В ПРОЦЕССЕ АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, МОДЕЛИРОВАНИЯ,ОЦЕНКИ. УРОВЕНЬ 4. ДЕЙСТВИЯ В ТВОРЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ. УРОВЕНЬ 4. ДЕЙСТВИЯ В ТВОРЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ.
п РИМЕРЫ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «УПОТРЕБЛЕНИЕ УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКИ» (раздел «Лексика» в учебниках для классов) п РИМЕРЫ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «УПОТРЕБЛЕНИЕ УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКИ» (раздел «Лексика» в учебниках для классов) ЗАДАНИЕ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ И УГЛУБЛЕНИЯ ЗНАНИЙ. ЗАДАНИЕ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ И УГЛУБЛЕНИЯ ЗНАНИЙ. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ И ОТРАБОТКИ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ И ОТРАБОТКИ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ТИПЫ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ: - ПРОБЛЕМНАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА; - МОДЕЛИРОВАНИЕ (ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ И РЕЧЕВОЕ); - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА; - ПРОЕКТ; - ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.
Проблемная лингвистическая задача - Определите, к какой части речи относится слово грустно. В чём причина возникших у вас затруднений? Решите эту задачу, доказывая правильность своих выводов примерами.
Лингвистическое и речевое моделирование. - Образуйте от названий поселений вашего региона слова, обозначающие их жителей. Проверьте себя по словарю. Выявите типовые словообразовательные модели. Проверьте себя по словарю. Выявите типовые словообразовательные модели. - Создайте модель алгоритма выбора н и нн в различных частях речи.
Исследовательская работа. - Проведите исследование на тему: «Синтаксические особенности разговорной речи старшеклассников». - Создайте речевой портрет своих одноклассников в чате.
Проект. - Вы познакомились с региональным словарём фамилий. Создайте по его образцу словарь фамилий учеников вашего класса. Защитите свой проект. Защитите свой проект. - Справочник по русскому языку необходим большинству старшеклассников. Разработайте тетрадь-справочник для себя, учитывая особенности оформления, структуру передачи информации. Защитите свой проект.
Творческая работа. - Опишите своё отношение к местному климату в одной из форм: а) развернутого прогноза погоды; б) письма к другу, живущему на юге (севере); в) жалобы дачника. - Создайте рекламу самой интересной из книг, прочитанных вами за последний год.
Компетентностно-ориентированные задания делятся на : - аналитические; - аналитические; - прогностические; - прогностические; - коммуникативные. - коммуникативные.