Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании Требования к образовательной программе ДОУ
Положения федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы Программа должна основываться на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса
Основные принципы построения образовательного процесса УчебныйПредметно-средовойКомплексно-тематический
Учебный принцип (учебная модель) Обучение – ведущий образовательный процесс; Специально организованные занятия – основная форма процесса обучения; Учебная деятельность не является не только ведущей, но даже адекватной деятельностью детей в дошкольном возрасте; её предпосылки формируются к концу дошкольного возраста; «Предметный» принцип построения образовательного процесса не соответствует возрастным особенностям дошкольников Организация занятий по предметам не тождественна организации различных видов детской деятельности; Деятельность педагога и детей не является совместной деятельностью взрослого и ребёнка
Мотивация к учебной деятельности ЛичностныйПознавательныйЭстетический Связанный с осознанием детьми своей успешности в чём-либо Связанный с радостью преодоления препятствий, достижением результата Связанный с будущей ролью ученика Случайный
Предметно-средовой принцип Без современной предметно – развивающей среды как высшей точки развития предметно-средовой модели невозможна полноценная организация образовательного процесса в российском дошкольном образовании
Комплексно – тематический принцип Реализация комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимы для общества, семьи и государства, с другой стороны, вызывать личностный интерес детей, обеспечивающий мотивацию образовательного процесса (здесь и сейчас).
Принцип педагогической работы по Е.А. Аркину « Полнота жизни. Увлекательная деятельность», потому что «не только здоровый взрослый человек, но и здоровый ребёнок в меру своих физических сил и уровня своего общего развития стремится жить полной жизнью. Он жаждет разнообразных новых ярких переживаний, новых представлений и понятий».
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования ФГТ устанавливают способы структурирования основной образовательной программы дошкольного образования. Программа должна: …предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности детей и взрослого и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основная форма работы и ведущий вид деятельности ИГРА.
Планирование образовательной деятельности Учебный блок (сетка занятий) Блок совместной деятельности взрослого и детей Блок самостоятельн ой деятельности детей 123
Виды детской деятельности Детская деятельность Формы работы Двигательная Подвижные дидактические игры Подвижные игры с правилами Игровые упражнения Соревнования Игровая Сюжетные игры Игры с правилами Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов
КоммуникативнаяБеседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Сюжетные игры Игры с правилами Трудовая Совместные действия ДежурствоПоручениеЗадание Реализация проекта
Познавательно - исследовательская НаблюденияЭкскурсия Решение проблемных ситуаций ЭкспериментированиеКоллекционированиеМоделирование Реализация проекта Игры с правилами Музыкально- художественная СлушаниеИсполнениеИмпровизацияЭкспериментирование
Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) Музыкально – дидактические игры Чтение художественной литературы ЧтениеОбсуждениеРазучивание
Планирование воспитательно – образовательной работы Группа Тема проекта Цель проекта Название и мероприятия Форма итогового мероприятия День недели/ дата Образова тельные области (ОО) Совместна деятельность взрослого и детей с учетом интеграции ОО. Организа ция развиваю щей среды для самост. деятельно сти детей Взаимоде йствие с родителя ми и т.д. Непосредственно образовательная деятельность Образ. Деятельн ость в режимных моментах Групповая, подгруппо вая Индивиду альная
Рекомендуемое планирование Образовател ьные области (ОО) Совместная деятельност ь взрослого и детей Самостоятел ьная деятельност ь детей Совместная деятельност ь с родителями
Литература: Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание