Внутренний мониторинг качества образования в ДОУ методист ЛДО Исса О.Ф.
Качество освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы основной вопрос при обеспечении функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
Закон РФ "Об образовании" от N Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения… …П 4. Образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность следующей информации: П.п. 3. отчет о результатах самообследования…
анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения, который осуществляется администрацией, сотрудниками и родителями (законными представителями) воспитанников для выявления достоинств и недостатков в деятельности ДОУ, а также определения степени удовлетворенности участников образовательного процесса качеством образования. Самообследование (самоанализ) ДОУ
содержание и методы воспитания и обучения, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении; кадровое обеспечение образовательного процесса; руководство и управление организацией образовательного процесса; материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ; взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников. Самообследование ДОУ проводится по пяти основным позициям: Самообследование ДОУ проводится по пяти основным позициям:
рабочие программы и педагогические технологии; форма работы с воспитанниками; виды деятельности воспитанников (самостоятельная, совместная с педагогами, детско-родительская деятельность, непосредственно-образовательная деятельность); характер взаимодействия педагога с детьми; Содержание и методы воспитания и обучения.
укомплектованность кадрами; динамика профессионального роста кадров за анализируемый период (повышение квалификации, образовательного уровня, присвоение квалификационных категорий); Кадровое обеспечение образовательного процесса
взаимодействие специалистов; обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования; оптимизации образовательного процесса (управление по результатам): использование полученных данных в результате контроля и мониторинга для коррекции и улучшения организации образовательного процесса, методов педагогического воздействия, применяемых программ и технологий; Руководство и управление организацией образовательного процесса. Руководство и управление организацией образовательного процесса.
создание предметно-развивающей среды с учетом возрастных и индивидуальных потребностей воспитанников, а также личностно- ориентированного подхода к организации всех видов детской деятельности; создание условий, обеспечивающих безопасность воспитанников во время образовательного процесса, а также сохранение их природного здоровья. Материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ Материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ
участие родителей (законных представителей) воспитанников в образовательном процессе; создание возможности для родителей (законных представителей) воспитанников повышать свою компетентность в обучении, воспитании и развитии детей; организация мероприятий, направленных на определение степени удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников качеством образования в ДОУ, а также учет полученных данных при принятии управленческих решений. Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников
Качеством реализации образовательного процесса через уровень состояния здоровья воспитанников и их достижений в воспитательно- образовательном процессе; Качеством условий реализации образовательного процесса (грамотный выбор образовательных программ, их научно-методическое обеспечение, материально-техническая оснащённость образовательного процесса); Качеством управления ДОУ. Качество дошкольного образования определяется следующими составляющими: Качество дошкольного образования определяется следующими составляющими:
1.Качественное содержание образовательного процесса: a)Рациональный выбор рабочих программ и педагогических технологий; b)Использование различных видов деятельности воспитанников; c)Применение различных форм работы с воспитанниками, соответствующих дошкольному возрасту и применимых на основе игровой деятельности. Условия, необходимые для достижения образовательного результата Условия, необходимые для достижения образовательного результата
2. Качественная организация образовательного процесса: a.Непрерывность образовательного процесса за счет специфических ресурсов; b.Соблюдение правил и норм, относящихся к возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников; c.Соблюдение принципа интеграции образовательных областей, а также комплексно- тематического принципа планирования образовательной деятельности.
3. Функционирование системы мониторинга достижения детьми запланированных результатов образовательной деятельности: a.Соответствие содержания мониторинга планируемым результатам; b.Наличие необходимого инструментария для определения уровня развития воспитанников; c.Соблюдение периодичности и сроков проведения мониторинга, а также оптимизация данного процесса; d.Использование полученных данных для коррекции и оптимизации образовательного процесса (управление по результатам).
Систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики. Мониторинг
выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения явлений окружающей среды, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее; устанавливает отношения со своим окружением, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач определенной политики или программ; устанавливает соответствия правилам и контрактным обязательствам. Три организационных функции мониторинга:
комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов; четкий алгоритм создания диагностического инструментария. Для успешного функционирования системы мониторинга необходима взаимосвязь следующих составляющих: Для успешного функционирования системы мониторинга необходима взаимосвязь следующих составляющих:
Требования к выпускнику ДОУ (ФГТ) Требования к результатам обучающихся начального общего образования (ФГОС) овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; коммуникативные результаты; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; регуляторные результаты; Метапредметные результаты (коммуникативные, регуляторные, познавательные)
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; познавательные результаты овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; регуляторные результаты овладевший необходимыми умениями и навыками ; Предметные результаты
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный активный; эмоционально отзывчивый; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Личностные результаты
Описание критериальной нормы по каждой возрастной группе в соответствии с направлениями развития детей. Определение периодичности мониторинга. Подбор базовых методик для определения уровня развития. Выбор форм и способов фиксации полученных данных для учета и аналитической обработки результатов. Алгоритм создания диагностического инструментария.
Образовательная программа ДОУ; Положение о внутреннем мониторинге качества образования в ДОУ. Основные документы, которые регламентируют систему внутреннего мониторинга качества образования : Основные документы, которые регламентируют систему внутреннего мониторинга качества образования :
Выполнение основной общеобразовательной программы ДОУ (итоговые и промежуточные результаты); Готовность воспитанников к обучению в школе; Состояние здоровья воспитанников (анализ заболеваемости детей, дней функционирования, динамики показателей групп здоровья); Физическое и психическое развитие воспитанников; Адаптация вновь прибывших детей к условиям ДОУ; Выполнение поставленных годовых задач; Взаимодействие с семьями воспитанников (удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством образования в ДОУ); Показатели мониторинга:
Отсутствие в реализуемых образовательных программах (комплексных и парциальных) методик, определяющих достижение выпускниками дошкольного образовательного учреждения планируемых результатов. Отсутствие связи между содержанием выбранных методик и образовательными программами обучения и воспитания детей. Отсутствие мониторинга промежуточных результатов освоения программы, а, следовательно, и отсутствие информации о динамике формирования интегративных качеств воспитанников. Проблемы диагностики в системе мониторинга :
Отсутствие в системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы комплексного подхода к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы. Нарушение обязательного требования к построению системы мониторинга – использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Отсутствие сбалансированности методов. Выбранное количество методов, а также содержание методик может приводить к переутомлению воспитанников и нарушать ход образовательного процесса. Отсутствие в представленной системе мониторинга сочетания низко формализованных (наблюдение, беседа) и высоко формализованных методов (тесты, пробы, аппаратурные методы).