1 «Детская одаренность» Презентацию подготовила педагог дополнительного образования Антонина Николаевна Хиневич
2 Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся.
3 1.Дисциплинированный. 2.Неровно успевающий. 3.Организованный. 4.Выбивающийся из общего темпа. 5.Эрудированный. 6.Странный в поведении, непонятный. 7.Умеющий поддержать общее дело. 8.Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. 9.Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). 10.Занятый своими делами (индивидуалист). 11.Быстро, «на лету» схватывающий. 12.Не умеющий общаться, конфликтный. 13.Общающийся легко, приятный в общении. 14.Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. 15.Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. 16.Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
4 Каких «+» у Вас больше? Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный педагог, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие педагоги встречаются редко!
5 Сегодня одаренными детьми называют: детей с интеллектом выше среднего; детей с высоким уровнем творческих способностей; детей, достигших успехов в опреде-ленных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты); детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
6 Условия развития одаренности Все дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно %, то к четырнадцати годам %, а к семнадцати только %.
7 Условия развития одаренности Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта; По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и уч-ся 11-х классов существенно не отличаются.
8 Степень одаренности Первая сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч. Вторая высокоодаренные, или талантливые, примерно 2 3 %. Третья собственно одаренные (15 25 %). Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым.
9 Типы характеров одаренных детей 1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер. 2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий, застенчивый пугливый.
10 «Плата за талант» Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи. Любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал. Способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.
11 «Плата за талант» Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачи Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей. Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость.
12 Решение задач 1.Как Вы думаете, какого возраста должны быть родители, чтобы у них родился одарённый ребёнок? 2.В каком возрасте может проявиться одаренность?
13 Сведения о родителях выдающихся людей. Фамилия Возраст Фамилия Возраст ОтцаМатериОтцаМатери Есенин Глинка Лермонтов Пушкин Тургенев Гоголь Достоевский Чехов Чайковский Петр Бетховен Жюль Верн Вагнер Да Винчи Л. Бальзак Наполеон Байрон Гейне Шоу Б. Шопенгауэр
14 Пути развития одаренности Раннее проявление 1.Трехлетний Моцарт, четырехлетний Ф.Й.Гайдн; 2.Пятилетний Я.Л.Ф.Мендельсон; 3.С.С.Прокофьев, выступивший композитором в 8 лет.
15 Пути развития одаренности В период отрочества : 1.Ф. И. Тютчев поступил в университет в 15 лет. Будущий поэт освоил курс всего за два года. 2.Л. Д. Ландау, поступивший в университет в 13 лет, стал выдающимся физиком. 3.Дипломат, писатель и полиглот А. С. Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет.
16 Пути развития одаренности В зрелом возрасте 1.Крылов начал писать в 40 лет, 2.Аксаков – в 55 лет; 3.А.Энштейн
17 Результаты диагностики интеллектуального уровня воспитанников ШС «Вдохновение за учебный год
18 Прослушивание Опрос Наблюдение Тестирование Контрольные вопросы.
19 1 – 3 балла – низкий уровень 3 – 7 баллов – средний уровень 7 – 10 баллов – высокий уровень
20 -входная диагностика, -промежуточная диагностика, -итоговая диагностика.
21 наличие музыкального слуха чистота интонации чувство ритма и другие собеседование
22 контрольные вопросы прослушивание
23 Наблюдение за уровнем усвоения образовательного материала и развитием вокальных данных воспитанников дает возможность вовремя выявить факторы и причины неуспеха, скорректировать образовательный материал или подобрать другие методы обучения.
24 Высокий уровень обученности воспитанников школы-студии «Вдохновение» доказывает их участие и победы в конкурсах и фестивалях детского творчества разных уровней, участие в городских мероприятиях и торжественных открытиях.
25 педагог Я ищу Я хочу Я могу Я буду родители ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
26 Я ищу ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МНОГОПРОФИЛЬНОСТЬ ДИАГНОСТИКА И МНИТОРИНГ СОТРУДНИЧЕСТВО И ПАРТНЕРСТВО С РОДИТЕЛЯМИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ИНТЕРЕС ЛЮБОПЫТСТВО
27 Списочный состав: 1.Терентьева Валерия 2.Ярусова Вероника 3.Трефилов Даниил Индивидуальный маршрут Содержание деятельностиДни занятий 1.Посещение всех индивидуальных занятий /практикум/ 2.Посещение всех ансамблевых занятий /практикум/ 3.Самообразование: домашняя работа с учебной и дополнительной литературой – создание презентаций /сотрудничество родителей/ Понедельник-пятница 4.Участие в конкурсах различных уровнейВ течение года
28 Я ХОЧУ УВЛЕЧЕННОСТЬ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА, ВЫБОР УРОВНЕЙ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ) СОТВОРЧЕСТВО «ПЕДАГОГ – РОДИТЕЛЬ – УЧАЩИЙСЯ» (СОВМЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ)
29 Списочный состав: 1.Филимонова Юлия 2.Мингазова Алёна 3.Пичкалева Александра Индивидуальный маршрут Содержание деятельностиДни недели 1.Посещение всех индивидуальных занятий /практикум/ 2.Посещение всех ансамблевых занятий /практикум/ 3.Самообразование: работа с учебной и дополнительной литературой – создание презентаций, рефератов/самостоятельно /, их защита; сотворчество: педагог-родитель- учащийся Самостоятельный выбор 4.Участие в конкурсах различных уровнейВ течение года
30 Я МОГУ ГОТВНОСТЬ К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ МАРШРУТЕ ДВИЖЕНИЕ К СЕБЕ ЛУЧШЕМУ ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БУЧЕНИЯ (УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, КОЛИЧЕСТВЕН- НЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЬНОГО ПРОЦЕССА) ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
31 Списочный состав: 1.Гудкова Юлия 2.Лапина Дарья 3.Князева Дарья 4.Подковырина Татьяна Индивидуальный маршрут Содержание деятельностиДни недели 1.Посещение всех индивидуальных занятий /практикум/ 2.Посещение всех ансамблевых занятий /практикум/ 3.Самообразование: самостоятельная разработка и защита проектов, профориентация Самостоятельный выбор 4.Участие в конкурсах различных уровней /самостоятельный выбор/ В течение года
32 Я БУДУ ЦЕННОСТНОЕ, ЖИЗНЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ САМОАНАЛИЗ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КРЕАТИВНО-ПОИСКОВЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
33 Списочный состав: 1.Карсакова Света 2.Спасюк Людмила Индивидуальный маршрут Содержание деятельностиДни недели 1.Посещение всех индивидуальных занятий /практикум/ 2.Посещение всех ансамблевых занятий /практикум/ 3.Самообразование: разработка и защита проектов /при участии педагога/; сотворчество: педагог-родитель-учащийся Самостоятельный выбор 4.Участие в конкурсах различных уровнейВ течение года
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46 Рекомендации педагогам: Педагогу не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится педагог. Педагог не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны педагога, конечно, недопустима.
47 Рекомендации педагогам: Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. Научите воспитанников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. Используйте трудные ситуации, возникшие в образовательном учреждении или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
48 Глядишь вокруг, и на душе легко, И зреет мысль, так вольно, широко, И словно песнь в честь родины поётся, И кровь кипит, и сердце гордо бьется. И с радостью внимаешь звуку слов: «Я Руси сын! Здесь край моих отцов!» И.Никитин