Надпредметная программа Формирование экологической культуры учащихся
Основные цели и задачи программы Цель: формирование экологических ориентаций личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выражение и развитие. Эта цель согласуется с воспитанием всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.
Основные цели и задачи программы Задачи: Усвоение экологических знаний (интеллектуальный компонент); развитие экологического сознания и поведения в природе (ценностный компонент); Освоение практических умений и навыков в деле охраны природы (деятельностный компонент).
Адресат программы Программа предназначена для учащихся 5-11 классов.
Организационно-педагогические условия реализации программы Программа может быть использована при изучении предметов: географии, биологии, основ безопасности жизнедеятельности, экологии, химии, физики, технологии как отдельным учителем, так и группой учителей или всем педагогическим коллективом при условии разработки согласованных действий. Наиболее предпочтительным является включение в работу над программой всего педагогического коллектива и наличие в школе координатора программы. Программа реализуется в межпредметном обучении. Реализация программы требует использования технологий обучения, основанных на знаниях учащихся полученных при изучении естественных дисциплин и практической деятельности. Программа носит модульный характер, причем набор модулей в каждом классе может варьироваться, в зависимости от индивидуальных особенностей школьников.
Организационно-педагогические условия реализации программы Необходимым условием реализации программы является формирование у детей опыта работы с дополнительной литературой, создание презентаций (цифровые или в виде распечатанных материалов), написание творческих работ (графические, живописные, литературные), газеты, наглядные агитационные плакаты, выполненные учащимися. Реализация программы требует не только традиционного кабинетного пространства, но и пространства внеучебной деятельности. Поэтому к участию в программе могут привлекаться педагоги дополнительного образования, классные руководители, семья ребенка.
Содержание программы Программа включает в себя 5 модулей: «Экология почв» «Экология водоемов» «Экология воздуха» «Охрана растительного и животного мира» «Экологические катастрофы»
1. «Экология почв» Модуль направлен на овладение школьниками знаний о составе почв, их многообразии, использовании почв, влиянии на загрязнение почвы антропогенного фактора. Осваивая данный модуль, школьники приобретут умения анализировать состав почв, их плодородие, степень загрязненности и методы борьбы с загрязнением почв. Модуль может быть использован на предметах: географии, биологии. экологии, химии.
2. «Экология водоемов» Модуль дает возможность учащимся познакомиться с экологическими особенностями Мирового океана, внутренних водоемов страны и водных ресурсов родного края. Особое внимание уделяется проблемам загрязнения водоемов и способам их очистки. Осваивая данный модуль, у школьников формируются представления о водоемах как о едином живом организме, части биосферы. Модуль может быть использован на предметах: географии, биологии, основах безопасности жизнедеятельности.
3. «Экология воздуха» Модуль направлен на знакомство учащихся с составом и состоянием атмосферного воздуха на планете, с основными источниками загрязнения воздуха в Российской Федерации и в частности города Москвы и Московской области. Осваивая данный модуль, школьники приобретут знания о составе воздуха, его свойствах и значении для живых организмов. Модуль может быть использован на предметах: географии, биологии, химии, основ безопасности жизнедеятельности
4. «Охрана растительного и животного мира» Модуль направлен на знакомство учащихся с многообразием растений и животных, с условиями их жизни, использованием человеком, а так же на воспитание у учащихся бережного отношения к окружающей природе. Школьники приобретут навыки поведения в природе, фенологических наблюдений, самостоятельного объяснения разнообразия природных явлений связанных с жизнедеятельностью растений и животных. Модуль может быть использован на предметах: географии, биологии, основы безопасности жизнедеятельности.
5. «Экология и безопасность» Данный модуль является особенно актуальным в современном мире, он позволит сформировать у учащихся убеждение в необходимости сохранения окружающей природной среды и воспитание культуры у каждого человека в области экологической безопасности. Модуль направлен на знакомство учащихся с комплексом законов и мероприятий, основанных на экологическом анализе окружающей среды, позволяющий защитить природу от вредного воздействия нашей жизнедеятельности и влиянии последствий от загрязнения природы на здоровье человека.
Формы организации обучения Традиционные уроки. Интегрированные уроки. Нетрадиционные уроки: Уроки-семинары, Уроки-конференции, Уроки-диспуты, Экскурсии в природу, на промышленные предприятия города
Учебно-методическое обеспечение Учебники по предметам: Географии Биологии ОБЖ Химии Тематические поурочные разработки учителей данных предметов
Ожидаемый результат Освоение программы учащимися направлено на: повышение уровня информированности; повышение интереса к природе родного края; потребность самовыражения в творческих работах; соблюдение правил поведения в природе; потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира; способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности; проявление нравственных качеств: доброты, отзывчивости и внимания к окружающему (людям, природе), сопровождающееся готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.
Оценка результативности Промежуточная аттестация в форме защиты проектов и моделей. Выставка творческих работ и изделий учащихся Смотр личных достижений
Автор программы: учитель биологии Видновского художественно-технического лицея Ростовцева Галина Владимировна