Дистанционные конкурсы по информатике как средство активизации познавательной деятельности школьников Выполнила: Ленкова Н. А.
Содержание Введение………………………………………………………………. 3 Глава 1. Формирование познавательного интереса в обучении… Познавательный интерес в обучении…………………………… Формирование познавательного интереса в обучении…....5 Глава 2. Дистанционные конкурсы по информатике как средство активизации познавательного интереса школьников……………… Понятие «дистанционный конкурс»……………………………… Виды дистанционных конкурсов………………………………… Инфознайка………………………………………………… "КИТ"………………………………………………………… Интернет-фестиваль «Умник»……………………………… Дистанционные конкурсы по информатике как средство активизации познавательного интереса школьников……..19 Глава 3. Обзор и анализ состояния вопроса исследования в практике Анализ и оценка реализации вопроса в практике учителей информатики ……………………………………………
3.2. Пути оптимизации работы по участию в дистанционных конкурсах по информатике..……………………………………… Заключение ……………………………………………………………………… Приложение……………………………………………………………. Библиография…………………………………………………………….………
Активизация познавательной деятельности учащихся через включение в дистанционные конкурсы по информатике Формирование личности, владеющей информационными компетенциями Ученики осваивают необходимые для поиска знаний инструменты, что позволяет достигнуть высокого уровня деятельности – творческого преобразования мира. А сам ученик становятся активным участником образовательного процесса.
Проблема Активизация познавательной деятельности учащихся – процесс необходимый. Но как правильно организовать работу по развитию этой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности учителя информатики?
Тема : «Дистанционные конкурсы по информатике как средство активизации познавательного интереса школьников». Объектом является познавательная деятельность школьников и средства ее активизации. Предмет – дистанционные конкурсы по информатике как средство активизации познавательного интереса школьников.
Гипотеза: правильно организованная деятельность по включению в дистанционные конкурсы учителей и учащихся активизируют познавательную деятельность школьников.
Цель данной работы – определение активизации познавательного интереса школьников в процессе дистанционных конкурсов по информатике и выявление и описание условия организации эффективного вовлечения школьников для участия в дистанционных конкурсах по информатике в целях активизации познавательного интереса.
Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи: 1.изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по данной теме; 2.выявить и описать условия активизации познавательной деятельности школьников в процессе участия в дистанционных конкурсах; 3.изучить и оценить реализацию вопроса в практике учителей; 4. предложить пути оптимизации организации работы по вовлечению учащихся в дистанционные конкурсы по информатике.
Практическая значимость Будут предложены пути оптимизации организации работы по вовлечению учащихся в дистанционные конкурсы по информатике.
План работы на практику СрокиМетодыПредполагаемый результат Результат 1 неделя Тест Знакомство с тем что такое дистанционны е конкурсы Начальный уровень знаний Усвоение знаний о том что такое Д/К Составление диаграммы Усвоение знаний, заинтересованнос ть 1-3 день 3-7 день знакомство с сайтами Д/К Ознакомление с несколькими видами сайтов Д/К. Выбор сайта для дальнейшей работы 2 неделя Работа с сайтом Изучение разделов и возможностей сайта Знакомство с сайтом 3 неделя Подбор учащихся для командного участия в Д/К. Регистрация команды на сайте, заполнение анкет. регистрация
4 неделя участие Подача заявки на участие, выбор конкурса, разработка его как проекта, отправка проекта на оценивание Участие в конкурсе, получение результата 1 день 2 день Участие в интеллект уальной игре 100 к одному Участие в Д/К других видов Участие, итог 3 – 4 день Тестиров ание Выявление повышения уровня знаний, заинтересованности, активизации познавательной деятельности Составление диаграммы по результатам теста 5 – 6 день Работа с рейтингом Участие в проектах, повышение рейтинга команды Подведение итогов 7 день анкетиров ание Выявление мнения у детей о Д/К Оформление результатов анкетирования
Начало эксперимента 2 5
4 неделя 18 17
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего в учении.
Одним из возможных путей повышения интереса детей к предмету, роста качества знаний является организация участия в различных конкурсах по предмету. Неоспоримо здесь преимущество дистанционной формы.
Дистанционные конкурсы - это организованный по определенным темам учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между учащимися и преподавателем, а также между самими учащимися, и использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий (аудиовизуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникаций). [Состояние и развитие ДО в мире. -М.: ИЧП « Изд. Магистр», 1999, 45 с.]
Характерные особенности, присущие дистанционным конкурсам. «Параллельность»; «Дальнодействие»; «Охват»; «НИТ» (Новые информационные технологии).
Виды дистанционных конкурсов Инфознайка. "КИТ" Интернет-фестиваль «Умник» и др.
Выводы: командным конкурсом является интернет – фестиваль «Умник». индивидуальным является «КИТ», «Инфознайка». наибольшей популярностью пользуется конкурс «КИТ». по скорости обратной связи: интернет – фестиваль «Умник». по времени на подготовку: наибольшее время на подготовку отводится на такие конкурсы как «КИТ», «Инфознайка» (можно решать прошлогодние задания) наличие творческих заданий: Интернет- фестиваль «Умник», «Инфознайка».
Именно в процессе участия в дистанционных конкурсах реализуются следующие задачи, способствующие повышению уровня познавательной активности: совокупное использование педагогом индивидуального, субъектно-деятельностного и интегративного подходов; создание развивающей среды; организация активного взаимодействия ученика с объектами познания при отсутствии полной регламентированности познавательной деятельности ученика со стороны учителя, наличие «зоны неопределенной деятельности» [Щукин М. Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования. Пермь, 1994];
Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня знаний и умений педагогов по организации дистанционных конкурсов по информатике и уровня участия школьников в дистанционных конкурсах
Анализ практики учителей школы показал, что работа по вовлечению учащихся в дистанционные конкурсы проводится недостаточно эффективно. Анализ полученной информации показал, что учителя теоретически знают, что такое познавательная активность и что такое дистанционные конкурсы. Большинство ответило, что развитие познавательной активности – это очень важно, но многие не связывают участие в дистанционных конкурсах по информатике и развитие познавательной активности. У многих вызвал затруднение вопрос о видах дистанционных конкурсов.
Работа по участию в дистанционных конкурсах учащихся ведется неэффективно по следующим причинам: учителя слабы по вопросу в теоретическом плане; проблеме уделяется мало внимания, так как действующие учебно-методические комплексы не ставят перед необходимостью участия в дистанционных конкурсах; у учителей нет заинтересованности в этой работе, так как, по их мнению, это занимает много времени, которого и так не хватает.
Уровень развития познавательной активности
Следующим этапом стало выявление методических приемов для более эффективной работы по вовлечению школьников в дистанционные конкурсы с целью развития познавательной активности школьников. В школе велась систематическая работа по вовлечению школьников в дистанционные конкурсы и методическая работа с учителями.
презентация результата отправка работ рецензирование, если это допускается условиями конкурса выполнение тренировочных заданий знакомство участников с требованиями и условиями конкурса; проведение организационных работ Организация работы
Пути оптимизации работы по вовлечению школьников в дистанционные конкурсы с целью развития познавательной активности учащихся: для учителей и администраторов – самообразование, овладение достижениями методической науки, поиск собственных форм и методов работы; оказание оперативной помощи и взаимообогащение в процессе внутришкольной методической работы; организация практикумов по знакомству с дистанционными конкурсами; взаимообмен дидактическим материалом; смотры практической реализации вопроса участия в дистанционных конкурсах через открытую презентацию деятельности;
Пути оптимизации работы по вовлечению школьников в дистанционные конкурсы с целью развития познавательной активности учащихся: Для учащихся: создать среду, максимально благоприятствующую включению в дистанционные конкурсы; использовать на уроках задания из конкурсного материала, что обеспечит активизацию познавательной деятельности и интереса к дистанционным конкурсам; проведение внутриклассных и внутришкольных мероприятий на основе материала дистанционных конкурсов.
Промежуточный результат
БИБЛИОГРАФИЯ 1.Состояние и развитие ДО в мире. Аналитический доклад Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, -М.: ИЧП « Изд. Магистр», 1999, 45 с. 2.Система дистанционного образования. -М.: Минобразование РФ, ИДО МЭСИ, 1998.,-с.8. 3.Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. ч.II М.: МЭСИ, 1997 г. с Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособие. Ярославль, Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. с Богатырев А.Н., Некрасова Г.Н., Таарасова Н.Г. Уроки с компьютерной поддержкой Баженова Л.М. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников Првлова С.А., Трофимова Р.Я. Информационно – технические средства обучения в школе. 4.
9.Белокурова Е.Е. Обучение решению творческих задач 10.школьников Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации Молокова А.В. Вузовская подготовка учителя к применению компьютера в образовательном процессе Об организации обучения информатике в 4 классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте общего образования//Начальная школа Методическое письмо по вопросам обучения информатике в школе//Начальная школа Попова Н.Г. Информатизация учебного процесса. 16. Основное положение //orenschool44.moy.su/news/infoznajka_2010/ 17. Положение // 18. Сайт фестиваля Умник //childfest.ru// 19. Дистанционные конкурсы и проекты //