«Ребёнок, тонко чувствующий прекрасное, воспринимающий мир как живой и ценный самим фактом своего существования, всегда будет гуманен, доброжелателен и толерантен». И.А. Лыкова.
Развитие творчества детей дошкольного возраста в рисовании с использованием разнообразных художественных материалов, воплощает в себе новый подход к художественно–творческому развитию.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность.
Что такое - детское изобразительное творчество?
« В условиях общего эстетического воспитания детское художественное творчество скорее рассматривается как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей». В.Н. Шацкая.
« …Сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому». Е.А. Флерина.
Аристотель. «Занятия изобразительной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребёнка». Я. А. Коменский. «Занятия разными видами художественной деятельности выполняют терапевтическую функцию».
И.Г. Песталоцци. «Творчество поднимает настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние».
Занятия творческой деятельностью.
2 старшая группа детского сада 139.
«Развитие у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста изобразительного творчества с разнообразным художественным материалом».
Нужно предоставить ребенку свободу действий и богатый выбор изобразительных средств.
Дети универсальны по своей природе. Они могут проявить самые неожиданные способности, если им интересно то, чем они заняты.
Творческая работа вызывает положительные эмоции!
Любой материал в руках у ребёнка оживает, преображается и несёт смысловую нагрузку !
Ленточки, пёрышки, бусины, должны помочь в изобразительной творческой деятельности.
Каждая новая вещь- открытие. Каждый новый навык – достижение.
Проект – это слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку задачи, но и практическое выполнение её.
«Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью». Кагаров Е.Г. Метод проектов. Ленинград: Брокгауз-Ефрон г.
«Слово проект, быть может, - самый последний посетитель, стучащийся в двери педагогической терминологии», - написал в 1918 г. Американский педагог Уильям Херт Кильпатрик.
Цель: повысить эффективность коррекционно - развивающей работы по преодолению ОНР у старших дошкольников путём дополнения традиционных методик, направленных на развитие у детей изобразительного творчества, разнообразными художественными материалами в процессе экспериментирования.
Задачи: изучить общую и специальную педагогическую литературу по проблеме; разработать основные этапы проекта: 1. констатирующий; 2. формирующий; 3. контрольный; доказать эффективность разработанной системы, способствующей оптимизации процесса коррекции ОНР.
Гипотеза: мы предполагаем, что выбор метода проектирования для обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительному творчеству в процессе экспериментирования, позволяет добиться наибольшей эффективности в коррекционно-развивающей работе направленной на преодоление ОНР.
Предмет исследования: динамика в работе по обучению детей с ОНР навыкам изобразительного творчества с разнообразным художественным материалом.
Объект исследования: совокупность методов и приёмов, позволяющих сформировать у детей с ОНР навыки изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом.
Предполагаемые результаты: Для детей: Для педагогов: Сформировать у детей желание и умение самостоятельно творить, переживая радость творчества. Обучать детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные материалы. Развивать у детей мелкую моторику рук, творческое воображение, композиционные умения и зрительно- двигательную координацию. Формировать у детей практические навыки работы с разнообразным материалом. Работать над созданием системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала. Повышать профессиональное мастерство педагогов. Вести поиск, развивать педагогическое сотрудничество с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.
Методическая литература.
Познавательная литература для детей.
Уголок творчества в группе. Анкетирование родителей по теме: «Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному».
Критерии, характеризующие уровни развития творческих способностей. Развитие познавательной активности в творческой деятельности. Развитие творческих способностей ребёнка через искусство.
Уровни развития творческих способностей дошкольников. Развитие познавательной активности в творческой деятельности. Высокий: У ребёнка присутствует устойчивый познавательный интерес, он легко и быстро увлекается любым творческим делом, обладает инициативой, уже имеет склонность к частичному самообразованию. Доводит начатое дело до конца, эмоционально относится к процессу творчества, испытывает радость от конечного результата. Средний: Интересуется многими видами творческой деятельности, испытывает потребность в получении новых знаний, но останавливает свой выбор на нескольких видах деятельности. Доводит начатое до конца. Эмоционально относится к процессу творчества, испытывает радость и удовольствие от конечного результата работы. Низкий: Слабый интерес к творческой деятельности. Имеет склонности к какому-нибудь одному виду деятельности. Постоянно требуется помощь педагога, так как нет навыков самостоятельной деятельности. Не испытывает радости открытий. Развитие творческих способностей ребёнка через искусство. Высокий: Владеет творческим подходом в ИЗО деятельности. Обладает гибкостью ума и оригинальностью: способен предложить и проработать несколько творческих решений, выбрать лучшее. Скомбинировать несколько творческих идей, доработать детали, способен рискнуть для получения необычного результата. Средний: Творческие способности избирательны, оригинальность средняя. Способен предложить творческое решение, но не может проработать детали. В своей работе иногда склонен ориентироваться на работы других детей, редко рискует, боясь испортить работу. Низкий: Творческие задачи остаются неразрешенными, творческий подход отсутствует. Оригинальность отсутствует. Ребёнок предпочитает повторять работу других детей, а не творить самому.
Игры и творческие задания. Дидактическая игра: «Придумай сказку, в которой участвовали бы все персонажи, изображённые на картинке».
Дидактическая игра: «Где, чьё место?» «Поставьте кружочки в нужные места и объясните, почему они там оказались »
Дидактическая игра: «Придумай, на что похожи облака и чернильные пятна».
Творческое задание: «Нарисуй добрую фею и злую ведьму».
1 этап диагностики. Результаты выявления уровней познавательной активности детей в творческой деятельности. Экспериментальная группа Контрольная группа.
Результаты выявления уровней развития творческих способностей детей через искусство. Экспериментальная группа Контрольная группа.
Совместная деятельность воспитателя и ребёнка.
Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления детей. Создание условий для преодоления общей моторной неловкости.
В процессе работы совершенствуется речь детей.
Совместная деятельность способствует формированию психофизиологической основы речи детей.
Выставка детских работ – важный момент!
Творческая выставка в группе. Конкурс рисунков: «Новый год в моей семье».
Победитель городского конкурса: «Пожарный-профессия героическая».
Газета: «Наша сказочная птица». Заседание клуба: «Юный художник ».
Маша знакомит детей и родителей с картиной пензенского художника Н. Пескова: «Летнее утро». Совместное творчество детей и родителей.
Чем теснее отношение педагога и родителей, тем успешнее становится ребёнок.
«Школа Радости» при пензенской картинной галереи имени К.А. Савицкого.
2 этап диагностики. Результаты выявления уровней познавательной активности детей в творческой деятельности. Экспериментальная группа. Контрольная группа.
Результаты выявления уровней развитие творческих способностей детей через искусство. Экспериментальная группа. Контрольная группа.
Вот он результат творчества!
Декоративное панно: «Подсолнухи». В работе использовались макаронные изделия и картофель для штампа. «Подарок маме». Работа с ватой, гуашью, пайетками и пуговицами.
«На дне морском». Рисование ладошкой на кафеле, с использованием ракушек, камней, тесьмы. Коллаж. « Зимняя ночь». Мишура, бархатная бумага, вата, ткань, гуашь.
«Цветы для мамы!» Панно, с использованием фигурных макаронных изделий.
«Сказочная птица». Рисование бумагой.
Эмоции, вызванные изобразительным творчеством, способны творить чудеса!