Воспитание – это сознательно организуемое взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников, организация стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. 2
Первая трудность. Формируются две группы: дети, пришедшие из детского сада, «домашние». Вторая трудность. Единственным авторитетом для ученика становится учитель. 3
нетерпимость детей друг к другу; неумение трудиться на общее благо; эгоизм, дефицит общения; негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка. 4
- организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребенка; - создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребенка. Добиться, чтобы категории нравственности стали нормой повседневной жизни учащихся. Воспитывать сознательное отношение к учебе, стремление самостоятельно получать знания. Создавать условия для самовыражения каждого ученика. Воспитывать толерантность. 5
формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины 7
Изучение личности ребенка, принятие его и оказание ему поддержки. Изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни. Организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся. Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности. Обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе и школе. Проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися. Взаимодействие с семьей. 8
«Мир моего Я» «Я и другие» «Я и школа» «Я и мир»
Цель: развитие познавательной активности Задачи: - формирование потребности в самообразовании; - развитие умений и навыков в учебной деятельности; - выявление индивидуальных способностей; - развитие самостоятельности мышления. 10
Формы реализации: олимпиады по предметам; тематические КВНы; брейн-ринги; викторины; мозговые штурмы.
Цель: Развитие творческой активности. Задачи: - выявление и развитие индивидуальных способностей; - развитие умений и навыков в творческой деятельности; -развитие творческого воображения.
Формы реализации: конкурсы; выставки; концерты; уроки творчества; вечера; акции и проекты; посещение театров, музеев, выставок.
Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни. Задачи: - приобщение детей к здоровому образу жизни; - обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и с табакокурением. 14
Формы реализации: лекции и беседы; конкурсы плакатов и газет по здоровому образу жизни; спортивные соревнования; диспуты; ролевые игры.
Цель: развитие умений и навыков в сфере общения. Задачи: - развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; - развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; -развитие способности к самопознанию, самоанализу; - обучение коммуникативным навыкам. 16
Формы реализации: тренинги общения; ролевые игры; вечера отдыха; встречи с интересными людьми; экскурсии, КТД.
Цель: создание благоприятной социально- психологической обстановки в классе. Задачи: - развитие коммуникативных навыков; -повышение самооценки; -обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, -выражению своих чувств и переживаний без конфликтов. 18
Формы реализации: тренинги общения; ролевые игры; экскурсии, походы, совместный отдых; КТД; КВН; акции и проекты; посещение театров, музеев, выставок
- Сформированность личности с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека. - Развитость креативных способностей учащихся. - Проявлений индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом. -Сформированность классного коллектива. 20
Используемая литература: Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса// Классный руководитель. – – С Колпачкова М.В. Памятка для составления плана воспитательной работы в классе// Классный руководитель. – – С Ряжских А.А., Кардаполова Е.Е. Воспитательная система класса// НМЖ заместителя директора школы. – – С.4–7. Степанов Е.Н. 4-я лекция «Воспитательная система класса»// Классный руководитель. – – C. 5–19. Степанов П. Критерии и показатели определения школы как воспитательной системы// Воспитательная работа в школе. – – C. 13–19. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», – 160 с. Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содер-жание, управление – М.: ЦГЛ, – 200с. 21
Презентацию подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ 10 г.Муром Владимирской области Сергеева Ирина Михайловна. 22