Тема методической разработки: Дифференцированная работа на уроках литературного чтения в начальной школе
Автор работы: Алексеева Надежда Анатолиевна, учитель начальных классов МОУ «Бишевская школа – детский сад»
Цели и задачи: Цель: обеспечить каждому учащемуся возможность достижения планируемых результатов обучения с учетом его индивидуальных возможностей. Задачи: 1.Изучить теоретический материал по данной теме; 2.Разработать систему дидактических заданий, ориентированных на реализацию в условиях внутриклассной дифференциации; 3.Изучить воздействие дифференциации на индивидуальное развитие учащихся.
Этапы организации дифференцированнной работы 1.Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы. 2. Проведение диагностики по выработанному критерию. 3. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики. 4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся. 5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока. 6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.
Основные направления 1. Воспитание действенного интереса к учению, к самостоятельной учебной деятельности. 2. Помощь учащимся в овладении знаниями и рациональными способами учения.
Виды дифференцированных заданий 1. Предварительные задания по уровню трудности. 2. Общее для всего класса задание с предложением системы дополнительных упражнений возрастающей степени трудности. 3. Индивидуальные дифференцированные задания. 4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся. 5. Равноценные вариативные задания с приложением к каждому варианту системы дополнительных заданий возрастающей трудности. 6. Упражнения с указанием минимального и максимального количества заданий для обязательного выполнения. 7. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде карточек. 8. Дифференцированные задания с разной степенью помощи.
Способы включения заданий в учебный процесс первая - учитель может дать задание каждому ученику вторая - ученики могут взять (выбрать) задание сами
Средства дифференцированной работы Одно из средств дифференцированной работы - это карточки с разным уровнем сложности заданий. «Обучение грамоте» (1 класс): 1 группа. Карточки белого цвета. Дан рисунок и 5 разных схем слов. Задание: выбери схему слова, соответствующего рисунку. Докажи. 2 группа. Карточки жёлтого цвета. Дан рисунок и 5 разных схем. Задание: 1. Выбери схему слова, соответствующего рисунку. Докажи. 2. С данным словом составь предложение. 3 группа. Карточки оранжевого цвета. Дан рисунок и 5 разных схем. Задание: 1. Выбери схему слова, соответствующего рисунку. Докажи. 2. Подбери слова к остальным схемам. 3. С двумя любыми из этих слов составь предложение.
В.Сухомлинский. Внучка старой вишни 1 уровень. Прочитай все вопросы предложения текста. Сосчитай, сколько раз встречается в тексте прямая речь. 2 уровень. На карточке напечатана часть текста, которую мы сейчас прочитали, но с пропущенными словами. Впиши по памяти недостающие слова. 3 уровень. Выбери группу исполнителей и создай по тексту живую картину. Докажи, почему именно так она должна выглядеть.
В.Осеева. Добрая хозяюшка 1 уровень. Нарисуй иллюстрацию к первой части текста. 2 уровень. Составь диафильм по эпизоду из произведения. 3 уровень. Составь диафильм по тексту.
Л.Калинин. Снежный колобок 1 уровень. Ответь на вопросы, данные после текста. 2 уровень. Измени время повествования. Прочитай текст со своими изменениями. 3 уровень. Расскажи про свои зимние забавы. Запиши 3-4 предложения в тетрадь.
Пузырь, соломинка и лапоть 1 уровень. Прочитай первый абзац, обращая внимание на грамотность и выразительность. 2 уровень. Прочитай грамотно весь текст. Подготовь выразительное чтение понравившегося отрывка. 3 уровень. Подготовь выразительное чтение всего текста.
А. Смирнов. Василёк 1 уровень. Подбери рифмы к данным словам: Небеса-….. Иней-……. Снежок-….. 2 уровень. Придумай свои рифмы к словам из текста «Василёк». 3 уровень. Придумай двустишие по рифмам: Василёк – стебелёк.
А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке 1 уровень. Сосчитай, сколько раз старик приходил к рыбке. 2 уровень. Озаглавь каждую часть сказки. 3 уровень. Какие сказочные элементы присутствуют в этом тексте?
Заключение создаются возможности для развития творческой, целенаправленной личности; формируется новое прогрессивное педагогическое мышление; учитель освобождается от шаблона в оценках и мнениях относительно способностей учащихся; ребёнок учится замечать то положительное, что может (особенно при активной помощи учителя) привести к оптимальному раскрытию потенциальных возможностей школьника.
КлассКоличе ство учащих ся I полугодиеII полугодие Выше нормы НормаНиже нормы Выше нормы НормаНиже нормы русс кий чува шски й русс кий чува шски й русс кий чува шски й русск ий чува шски й русск ий чува шски й русск ий чува шски й 2 кл кл Техника чтения за учебный год
Спасибо за внимание!