Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида второй категории «Улыбка» Учитель-логопед: В.Ю. Заблоцкая
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Упражнения для губ: Упражнение «Окошко»
Упражнение «Улыбка» Упражнение «Заборчик» Ход выполнения: удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. Ход выполнения: губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Упражнение «Хоботок» Ход выполнения: вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
Упражнения для языка: Упражнение «Грибочек» Ход выполнения: Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Упражнение «Лопаточка» Ход выполнения: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Упражнение «Лошадка» Ход выполнения: Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 3. Статические упражнения выполняются по секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 4.При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 5.Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 6.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 7.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 8.Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.