Практическая часть семинара
упражнение: «Характеристика» Сформулируйте краткую, не больше пяти слов характеристику младшего подростка. Сформулируйте краткую, не больше пяти слов характеристику младшего подростка.
Характеристика типичного младшего подростка Ведущие потребности возраста: Главная потребность, постепенно выходящая на первый план, потребность быть, казаться взрослым. Ребенок начинает отождествлять себя с самостоятельностью, независимостью от взрослых в общении, самостоятельной реализацией своих интересов. Главная потребность, постепенно выходящая на первый план, потребность быть, казаться взрослым. Ребенок начинает отождествлять себя с самостоятельностью, независимостью от взрослых в общении, самостоятельной реализацией своих интересов. Образ Я: Сфера развития образа Я – восприятие себя как ценного, любимого товарищами, родителями, ожидание подкрепления сложившегося самовосприятия в товарищеской, родительской и учительской средах. Сфера развития образа Я – восприятие себя как ценного, любимого товарищами, родителями, ожидание подкрепления сложившегося самовосприятия в товарищеской, родительской и учительской средах.
Характеристика типичного младшего подростка Деятельность: Начало интенсивной дифференциации значимой деятельности – от учения и общественных деяний до бродяжничества и мелких антисоциальных свершений. Поиск деятельности, где ребенок успешен. Привлекательны разнообразие и эмоциональность в совместной деятельности, создающей возможности самоутверждения, признания в глазах сверстников и групповой идентификации («Мы 5 «Б» - не такие, как 5 «А»). Начало интенсивной дифференциации значимой деятельности – от учения и общественных деяний до бродяжничества и мелких антисоциальных свершений. Поиск деятельности, где ребенок успешен. Привлекательны разнообразие и эмоциональность в совместной деятельности, создающей возможности самоутверждения, признания в глазах сверстников и групповой идентификации («Мы 5 «Б» - не такие, как 5 «А»). Групповое общение: Обострение разделения групп общения по признаку пола. Развитие мотивации общения от «быть вместе» до стремления к признанию в группе. Обострение разделения групп общения по признаку пола. Развитие мотивации общения от «быть вместе» до стремления к признанию в группе.
Характеристика типичного младшего подростка Ожидание от учителя, воспитателя: Справедливости, умения удивить тем, что цениться в данном возрасте, организации интересной деятельности. Справедливости, умения удивить тем, что цениться в данном возрасте, организации интересной деятельности. Потенциалы личностного развития: Социальность в качестве умения товарищеского общения, потребности и умения демократически организовывать совместную деятельность. Социальность в качестве умения товарищеского общения, потребности и умения демократически организовывать совместную деятельность. Индивидуальность – развитие интереса к своему Я как субъекту деятельности и общения. Индивидуальность – развитие интереса к своему Я как субъекту деятельности и общения.
Упражнение: «Виды дезадаптации» Интеллектуальная - нарушение или отставание в развитии мышления ребенка. Интеллектуальная - нарушение или отставание в развитии мышления ребенка. Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение). Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение). Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Соматическая - отклонения в здоровье ребенка. Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги и переживания по поводу проблем в школе.
упражнение: «Выявление проблем» Необходимо сформулировать проблемы педагогов, учащихся и родителей, возникающие при переходе учащихся из начальной школы в среднюю. Необходимо сформулировать проблемы педагогов, учащихся и родителей, возникающие при переходе учащихся из начальной школы в среднюю. Представитель группы оглашает результаты обсуждения. Представитель группы оглашает результаты обсуждения.
Участники семинара должны определить значимость выявленных проблем и расставить их по мере убывания. Участники семинара должны определить значимость выявленных проблем и расставить их по мере убывания. Определение значимости проблем. Определение значимости проблем.
Работа в группах: Необходимо разработать систему мер, направленных на решение выявленных проблем при переходе из начальной школы в среднюю. Необходимо разработать систему мер, направленных на решение выявленных проблем при переходе из начальной школы в среднюю. Представить группы оглашает результаты обсуждения. Представить группы оглашает результаты обсуждения.