Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад комбинированного вида 137 Северного округа г. Хабаровска Физкультурно-оздоровительная работа. Взаимодействие ДОУ и семьи. Демина Л.И., зам. заведующего по ВМР
Актуальность проблемы На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы обучения, воспитания и развития детей. Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Родители закладывают основы нравственного, физического и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. (Закон РФ «Об образовании» ст.18 п.1)
Вопрос: «Кто является первыми педагогами вашего ребенка?» Ответ: «Воспитатели, родители». От родителей во многом зависит, кто и как будет жить в наступившем веке, так как семейное воспитание фатально влияет на судьбу человека. В дошкольные годы начинают формироваться черты личности, привычки, отвечающие или противоречащие общественным нормам, и решающая роль в данном процессе принадлежит семье.
Проблема родителей и детей существовала во все времена. 1.Кризис семьи. 2.Большинство семей однодетны и состоят из одного поколения 3.Отсутствует воспитательный фактор братьев, сестер, бабушек, дедушек. 4.Увеличилось число разводов, значит растет число неполных семей. 5.Родители, вынужденные много работать, свели на «нет» общение со своими детьми. 6.Кризис семьи усиливает государство (общественные и производственные задачи как наиболее важные для развития страны).
В основу работы мы положили принцип – здоровый ребенок – успешный ребенок. Задача – совершенствования физкультурно- оздоровительной работы в процессе взаимодействия с семьей. Необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень, неуверенность, увидеть свои родительские возможности. Ошибки и просчеты в воспитании могут оказаться невосполнимыми и явиться следствием асоциального поведения детей (преступления, наркомания, психические расстройства). Обучая и развивая ребенка, педагоги и родители должны совместными усилиями обеспечить ему психологический комфорт, поддержку и любовь.
Существует множество форм взаимодействия семьи и ДОУ. Это традиционные и нетрадиционные формы работы. Модель взаимодействия ДОУ и родителей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы Цель: взаимодействие ДОУ и семьи для успешного развития и реализации личности ребенка Оказывать помощь родителям в воспитательном процессе 1. Создавать в ДОУ условия для взаимодействия с родителями 2. Планировать работу с родителями на основе анализа структуры семейного социума и психологического климата 3. Привлекать родителей к участию в жизнедеятельности ДОУ и управления 4. Оказывать помощь родителям в воспитательном процессе Задачи: Оказание помощи семье в воспитании Вовлечение семьи в образовательный процесс Культурно- просветительская работа Создание условий для реализации личности ребенка
Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы включает в себя: Анкетирование и тестирование Родительские собрания Управление ДОУ через родительские комитеты Консультирование Тренинги Родительские уголки и информационные стенды Организация совместного активного отдыха Дни открытых дверей Экскурсии по ДОУ Участие в создании развивающей среды Участие в трудовых десантах Оказание финансовой помощи Результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализация творческого потенциала родителей и детей, умение с раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье.
Физическая культура и спорт в семье. В анкетировании приняли участие 46 респондентов. По результатам анкетирования: 1. Преобладают семьи, имеющие одного ребенка – 25, двоих детей – 19 семей, троих и более детей – 2 семьи. 2. В семье есть время, возможности, а главное – желание заниматься спортом у пап – 23 семьи, у мам и пап вместе – 6 семей, никто не занимается – 17 семей. 3. Спортивные снаряды имеются в 22 семьях из 46 (велотренажеры, шведские стенки, гантели, боксерские груши, турники, беговые дорожки. Спортивные предметы имеются практически во всех семьях (мячи, скакалки, велосипеды, «Дартц»). 4. Дополнительные спортивные кружки и секции посещают дети 18-ти семей (бассейн, спортивные танцы, акробатика, ритмика, самбо, хоккей). 5. Режим дня для ребенка соблюдается взрослыми и детьми в 41 семье. 6. Утреннюю гимнастику вместе с ребенком родители делают только в 3- х семьях.
7. Соблюдение правил личной гигиены и приобщение к этому ребенка считают необходимым 46 семей. 8. Основные принципы закаливания известны родителям в 31 семье (прогулки, обливание, полоскание носоглотки, ходьба босиком, полоскание горла морской солью). 9. Закаливающие мероприятия проводят только 11 семей! 10. Мешает заниматься закаливанием ограниченность свободного времени, отсутствие навыков, боязнь не навредить часто болеющему ребенку. 11. Прогулкам с ребенком больше всех уделяют время мамы – 23, папы – 8, бабушки и дедушки -6 семей и оба родителя – в 9 семьях. 12. Всегда считают необходимым или возможным погулять с ребенком– 32 родителя. 13. Родители заботятся о безопасности своих детей и не отпускают их гулять одних! 14. Занятия ребенка дома - 24 родителя перечисляют все предложенные в анкете виды деятельности, кроме спортивных игр.
Благодарим за внимание. МДОУ 137