Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки обучающихся основной школы. Подготовила: Желтобрюхова Т.А. Шебекино 2012 год
Задачи и цели предпрофильной подготовки: выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля; оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях; развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности; формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
Психологическое сопровождение осуществляется в трех направлениях: 1.С учащимися. Получение знаний о себе ("образ "Я"), получение знаний о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Работа с учащимися, осуществляется в трех направлениях: диагностическом, просветительском и консультативном. Эта работа предполагает: выявление склонностей, предпочтений в тех или других предметах, интеллектуальных и личностных особенностей, а также профориентационная работа. 2. С учителями. Предполагает работу с личностью самого учителя и совместная деятельность с психологом по сопровождению обучающихся. Осуществляются выявления объективных условий (уровня успеваемости, дисциплины, эрудиции, ученических достижений («портфолио» - комплексной оценки достижений учащегося и т.д.) для составления совместно с учителем индивидуальных профилей обучения для обучающихся. 3. С родителями. Предполагает проведение групповых и индивидуальных консультаций (например, информирование родителей о психологических особенностях того или другого вида деятельности на родительских собраниях, индивидуальная работа с родителями по разъяснению целесообразности того или иного профиля обучения для их ребенка, чтение лекций. Работу с родительской общественностью, таким образом, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, программ родительских групп самопомощи "родитель для родителя".
Этапы предпрофильного обучения: пропедевтический пропедевтический (при завершении обучения в 8 классе) - выявление образовательного запроса учащихся; основной основной (в период обучения в 9 классе) - моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях; завершающий завершающий (при окончании 9 класса) - оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.
Содержание, формы и методы профильной ориентации: Пропедевтический этап: презентация «образовательной карты» территории; предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей. Пропедевтический этап позволяет дифференцировать массив учащихся, в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки. Содержание деятельности: совместно с учителем. Возможные формы и методы работы: мотивационная беседа «Мир профессий», диагностика «Самостоятельность учащегося», беседа с родителями «Мой выбор», лекции «Алгоритм выбора профессии», классный час «Знаешь ли ты себя».
Содержание, формы и методы профильной ориентации: Основной этап: обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности; организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения; анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) свободы выбора профиля обучения. Содержание деятельности: совместно с учителем. Возможные формы и методы работы: мотивационная беседа «Познай себя», диагностика (определение профессиональных склонностей ), «Свойства нервной системы», дискуссия «Мир профессий и твое место в нем», лекция «Здоровье и выбор профессии», тренинг «Развитие самосознания и рефлексии».
Содержание, формы и методы профильной ориентации: Завершающий этап: реализуются «пробы выбора профиля обучения», серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле, а также возможностей школьника требованиям избираемого профиля; используются «матрицы» и «схемы» альтернативного выбора, позволяющие формулировать, ранжировать и наглядно, «количественно» соотносить аргументы «за и против» совершаемого выбора профиля. При завершении предпрофильной подготовки выпускников основной школы желательно учитывать не только академические достижения и «портфолио», но и уровень социальной зрелости учащихся, выраженной в готовности к самостоятельному выбору профиля обучения. Содержание деятельности: совместно с учителем. Возможные формы и методы работы: мотивационная беседа «Ответственный выбор», диагностика «Самооценка и выбор профессии», «Карта интересов», профориентационная игра «Перспектива».
Основные группы девятиклассников: способные либо не способные к самостоятельному формулированию запроса к образовательному учреждению; связывающие либо не связывающие профильное обучение с дальнейшей образовательной и профессиональной деятельностью; обладающие либо не обладающие необходимым уровнем сформированности общеобразовательных способностей универсального характера, востребованных не только в том или ином профиле обучения, но и соответствующих им вариантах дальнейшего жизненного, профессионального и социального становления. В соответствии с данными признаками с каждой группой учащихся профильная ориентация осуществляется дифференцированно и индивидуально.
Критерии готовности учащихся 9 классов к выбору профиля обучения в старшей школе: выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования; представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения; информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения; наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в профильном обучении.