МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ « СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ОСНОВА СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ » Б. Шоу « Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность »
научить получать знания ( учить учиться ) научить работать и зарабатывать ( учение для труда ) научить жить ( учение для бытия ) научить жить вместе ( учение для совместной жизни ) Перед нами ставятся задачи :
Отличительные особенности ФГОС второго поколения Отличительные особенности нового стандарта. В данных ученик - это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Естественно, что и ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать. Наконец, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.
При этом данный стандарт предоставляет свободу учителю в выборе методов, средств и форм обучения – все это находится полностью в компетенции учителя, подчиняясь его личностным особенностям, методическим пристрастиям и т.п. Вместе с тем, строя учебный процесс, следует помнить о том, что те или иные педагогические решения учителя не должны перечеркивать основные принципы технологии, основанной на уровневой дифференциации: гласности и открытости обязательных требований, их посильности и доступности для каждого; реализации в ходе преподавания широкого спектра возможностей разных учеников и других. Отличительные особенности ФГОС второго поколения
Методологической основой ФГОС второго поколения является системно- деятельностный подход. Понятие системно-деятельностного подхода было введено А.Г Асмоловым с целью интеграции системного и деятельностного подходов, до определенного времени находившихся в оппозиции друг к другу. Методологическая основа ФГОС второго поколения
Системный подход разрабатывался в исследованиях таких ученых, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Деятельностный подход разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи. Главная новизна данного подхода заключается в идее В. В. Давыдова о том, что введение в учебный предмет должно начинаться с открытия детьми наиболее общих свойств этого предмета. Эти общие свойства ученики открывают в результате действий по преобразованию исходного предмета изучения в его чувственно воспринимаемой форме и фиксируют в модели. Дальнейшее изучение предмета разворачивается как конкретизация, обогащение исходного общего понятия при встрече с новыми фактами. Движение от общего к частному или, в терминологии В. Ф. Гегеля, «восхождение от абстрактного к конкретному» происходит в ситуациях, когда дети сталкиваются с противоречиями между знанием, зафиксированным в модели, и новым фактом. Разрешение этих противоречий и приводит к обогащению исходного понятия. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. (Например, сколько бы ребенок ни смотрел на образцы написания букв в прописи, пока он сам не начнет писать – пробовать – никакого навыка письма у него не сформируется). Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Собственная УД школьников – важная составляющая СДП Text Какова деятельность – такова и личность Вне деятельности нет личности деятельность личность УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Дидактические принципы : Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостного представления о мире Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества
Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты : - учебная задача ; - учебные действия ; - действия самоконтроля и самооценки.
- уроки открытия нового знания ( ОНЗ ); - уроки рефлексии ( Р ); - уроки общеметологической направленности ; - уроки развивающего контроля.
Технология деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке : 1. Мотивация ( самоопределение ) к учебной деятельности. 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности.
а ) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение ; б ) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке ; в ) какие методы и средства обучения выбрать ; г ) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников. д ) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Позиция учителя : к классу не с ответом ( готовые знания, умения, навыки ), а с вопросом. Позиция ученика : за познание мира, ( в специально организованных для этого условиях ). Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – я умею ! У меня получится ! Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то …. ( формирование мировоззрения )
Действие учителяДействие ученика 1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации. 1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения. 2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах. 2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля. 3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий, организовать самопроверку уч-ся своих решений. 3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий. 4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. 4 этап: применение полученных ЗУН на практике, 5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний. 5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.
Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.
1.1. Устюжанина Г.А. 5б310 Математ ика Сложение и вычитание десятичных дробей 2.2. Кундеренко Е.Ф. 6б212 Географ ия Закрепление изученного по теме «Гидросфера» 3.3. Латыпова И.Г.6а102История «Нашествие с запада» 4.4. Черепанова Т.В. 4б211 Английс кий язык «Повторяем местоимения» 5.5. Евстратова Н.А. 2в110Математ ика «Письменные приемы сложения и вычитания. Решение задач»
1.1. Антонова З.А. 6б6б 311 Математ ика Сложение чисел с разными знаками 2.2. Малышева Е.П. 6а304ОБЖУкусы змей 3.3. Хлобыстова М.В. 5а307 Техноло гия «Лоскутная техника в изготовлении изделий» 4.4. Кобякова Г.А. 3б3б 111Русский язык Урок закрепление по теме «Имя существительное»
« Налови мне рыбы и я буду сыт сегодня ; а научи меня ловить рыбу так я буду сыт до конца жизни »
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!