Секреты общения проект для учащихся 9 класса учителя русского языки и литературы Тямшанской гимназии Ильиной Светланы Николаевны
Основополагающий вопрос Что значит быть общительным и поможет ли общительность добиться успеха в жизни?
Данный проект призван решать важную задачу - развитие коммуникативных умений, готовности к успешному позитивному общению Коммуникативные умения как вступать в контакт, определять целевую установку общения, учитывать особенности адресата; ориентироваться в речевой ситуации, определять стратегию и тактику речевого общения, поведения; определять причины удач и неудач; уметь корректировать процесс говорения с позиций прогнозируемого результата осмысляются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности
Особую роль в коммуникации играет не только овладение языковыми навыками, но и знания социально- культурных норм, стереотипов речевого общения. Они должны быть дополнены умением вести диалог, "считывать" невербальное поведение собеседника. Особую роль в коммуникации играет не только овладение языковыми навыками, но и знания социально- культурных норм, стереотипов речевого общения. Они должны быть дополнены умением вести диалог, "считывать" невербальное поведение собеседника.
Пояснительная записка Данный курс является практико- ориентированным и построен по модульному принципу: –Модуль 1. Структура речевой коммуникации –Модуль 2. Этика речевого общения
Проект рассчитан на 34 часа Много внимания уделяется самостоятельной, практической работе детей Результатом их самостоятельной работы могут стать: разработка сценариев общения (по выбору детей) создание мультимедийных программ Результатом их самостоятельной работы могут стать: разработка сценариев общения (по выбору детей) создание мультимедийных программ
"Общаясь, люди создают друг друга" Д.С.Лихачев Модуль1 Структура речевой коммуникации
п/п Тема Кол-во часов Виды деятельности учащихся 1212 Речевое общение. Ситуация как основа функционирования речевого общения. 2/1 Анкетирование. Слушание мини-лекции. Просмотр кино- и видеосюжетов, обсуждение. Создание пробного слайда по теме. Слушание мини-лекции. Чтение и обсуждение фрагментов художественной литературы. Речевая практика. Практическая работа по моделированию речевых ситуаций.
п/п Тема Кол-во часов Виды деятельности учащихся 3 Модель личности в аспекте речевого взаимодействия и воздействия. 1/2 Слушание мини-лекции, просмотр слайдов по теме, игра "Познай себя"; тренинг. Оформление слайдов; творческие задания. 4 Владение разными коммуникативными кодами как основа успешного речевого поведения 2/1 Слушание мини-лекции, просмотр слайдов, тренинг. Ролевая игра. Выполнение индивидуальных заданий.
п/п Тема Кол-во часов Виды деятельности учащихся 5 Коммуникативное лидерство 2/3 Слушание мини-лекции, просмотр фрагментов видеофильма. Ролевая игра. Разработка мини-проекта по итогам изучения тем первого модуля.
«Давайте говорить друг другу комплименты!" Булат Окуджава Модуль 2 Этика речевого общения
Пояснительная записка Содержание данного модуля рассчитано на 17 часов: работа в аудитории – 3 часа самостоятельная работа – 10 часов индивидуальные консультации - 4 часа
п/п Тема Кол-во часов Виды деятельности учащихся Этикет и правила общения. Вежливость и речевой этикет. Невербальные средства общения Итоговые занятия по курсу 1 10/4 Слушание мини-лекции, тест «Знаете ли вы правила этикета?» Просмотр кино- и видеофрагментов, обсуждение; ролевая игра. Слушание мини-лекции, просмотр видеофрагментов; моделирование речевых ситуаций с элементами невербального общения; обсуждение. Создание индивидуальных проектов по теме «Общение». Презентация.
Темы индивидуальных проектов учащихся Как и с кем общаться Мимика лица человека Как стать организатором общения (коммуникативное лидерство) Речевой этикет как условие позитивного общения Особенность невербальных форм общения. Слушание как необходимое условие успешного общения Язык в речевом общении Общение с компьютером как один из видов коммуникации
Материалы, разработанные учителем Презентация проекта Тест «Что вы знаете об общении?»«Что вы знаете об общении?» Кроссворд «Общение» Памятки: –«Читай собеседника по…» –«Как сделать общение приятным» Таблица «Определи по мимике» Веб-сайт проекта
Литература Д. Карнеги. Учебник жизни. – М., Эксмо-пресс, Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… Минск, Высшая школа, Культура речи / Под ред. Граудина Л.К. и Ширяева Е.Н., М., Блакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти//Язык и моделирование социального взаимодействия. – М., Романовская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., Горелов И.Н., Житников В.Ф. и др. Умеете ли вы общаться? – М.: Просвещение, Львова С.И. Язык в речевом общении: Факультатив. курс: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, Матвеев В.Н. и Панов А.Н. В мире вежливости. – М.:Внешторгиздат-Дейта Пресс,1991. Журавлев А.П., Павлюк Н.А. Язык и компьютер. – М.: Просвещение, 1989.