Использование проектно- исследовательского метода на уроках русского языка. Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребенку учиться.
Требования к проекту. Проект разрабатывается по совместной инициативе учащихся и учителя; Работа по проекту является исследовательской, в принципе модулируя серьёзную научную работу; Проект педагогически значим, то есть учащиеся сами приобретают знания, «навязанные» им только задачами проекта, а не учителем, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия; Проект заранее спланирован, но вместе с тем допускает и должен допускать гибкость и изменения в ходе работы; Проект позволяет постепенно двигаться к цели. Он позволяет учителю русского языка и литературы вовлечь учеников в интересную интеллектуальную деятельность.
Задачи: Образовательные. Воспитательные. Развивающие.
Образовательные. приобщаться к культуре исследования и углублять свои знания по языку и литературе, а также в других областях науки.
Воспитательные: воспитание терпимости к чужому мнению, внимательного, доброжелательного отношения к версиям и суждениям других учащихся, воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной роботы и т.п.
Развивающие: развитие устойчивого интереса к различным источникам знаний; развитие творческих способностей учащихся; умения предъявлять свою работу другим.
Стадии проекта.
Общие подходы к структурированию проекта: Выбор темы проекта, его типа, количества участников. Продумать возможные варианты проблем. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Защита проектов, оппонирование. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.
Критерии оценивания проектов учащихся. Анкета. 1. Оцените презентацию: интересный материал красивое оформление логичность подачи материала подача презентации 2. Оцените устные выступления учащихся: четкая, понятная речь правильная подача материала выразительность, эмоциональность 3. Оцените публикацию: дизайн подборка статей 4. Понравилась ли такая форма работы. 5. Предложите для проекта тему, которая вас бы заинтересовала. 6. Твои вопросы по проекту. 7. Подведи итог твоей оценки.
Уроки. КлассТема урокаПроект 6«Имя существительное»«Имя в реке времени». 6«Словообразование»«Словотворчество в поэзии». 9«Бессоюзное сложное предложение» «Особенности бессоюзных сложных предложений». «Использование БСП в творчестве писателей, их роль». 9«Повторение»«Орфография».
Проектный метод - это хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества учащихся. Поэтому проектную деятельность можно использовать как дополнение к классно-урочной системе, которая создает условия для обращения личности внутрь себя.