ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ деятельности учителя проект « Урал. Человек. Истоки»
Суть метода проектов Авторы Дж Дьюи и Килпатрик (метод проблем) Суть: технология - практический результат - использование в практике. Учащиеся самостоятельно получают результат, определяют и решают проблемы, прогнозируют последствия, устанавливают причинно-следственные связи Функции педагога – консультант
Определение понятия Проект (брошенный вперед) Проект предполагает наличие замысла – плана. Педагогический проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение определенного времени при определенном бюджете с определенными требованиями к качеству и результатам.
Метод проектов Совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная технология включает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих м е тодов.
Цели и задачи проекта: Желаемый результат деятельности, достигнутый в процессе определенного времени. Требования к цели: реалистичность, ранжирование, диагностичность. Выбор критериев. Доступность. Задачи проекта. Изменение существующего
Функции метода проектов организация познания; владение технологией (исследовательские, поисковые, проблемные, творческие методы); формы взаимодействия (индивидуальные, парные, групповые); определенное время; применение – для чего, как, где ?
Объекты проектирования: предмет, качество, время, стоимость, персонал, процессы (образовательные, учебные и пр.)
Признаки проекта. Виды по доминирующей деятельности : исследовательский, поисковый, творческий, ролевой, прикладной, игровой, ознакомительный и пр. Область знаний: предметный, межпредметный, метапредметный.
Характеристика Нацеленность на будущее, на желаемое Наличие системы средств достижения будущего Определение начала и окончания проекта Определение критериев эффективности Креативность, творчество Самостоятельность конструирования.
Характеристика Условия применения: значимость проблемы, исследование, интегрированное знания для решения, значимость результатов, структурирование, самостоятельная деятельность детей.
Требования к использованию : цель ( ребенок, педагог, родитель и др.); значимость результатов (познавательная, практическая, теоретическая); самостоятельная деятельность ребенка; структурирование содержания (этапы); исследовательские методы ( определение проблемы, цели, задач);
Требования к использованию Мозговая атака, круглый стол; гипотеза; выбор методов; определение представления результатов; сбор, систематизация, анализ данных; оформление результатов; презентация; выводы; коррекция; определение новых задач.
Вопросы Определение основополагающего (системообразующего) вопроса и проблемных вопросов, раскрывающих главный вопрос-проблему.
Структурирование проекта. Выбор темы, типа, название. Исследуемые проблемы (определяют ученики с помощью учителя). Деление на группы. Определение ролей. Самостоятельная работа детей по своим задачам. Обсуждение промежуточное в группах. Защита и оппонирование. Обсуждение результатов, оценка, выводы
Структура проекта Начальная фаза (разработка общих положений): анализ состояния, потребностей в изменениях; определение целей, задач; определение ожидаемого результата; определение проблем и результатов, условий реализации и рисков, участников и ресурсов, время и средств. Определение предмета исследования.
Структура проекта Фаза разработки: определение основных идей реализации, участников, на кого направлен проект, мотивация. Организация : руководитель, деловые контакты, стандарты, планирование, создание команды
Структура проекта Фаза реализации: ввод в действие; поэтапный контроль; мониторинг Фаза завершения: проверка полученных результатов, оценка, наличие итоговых документов, корректировка, сопоставление целей и результата. Методы анализа эффективности.
Планирование содержания учебного проекта продумывание учителем темы проекта; выбор учащихся (класс, возраст); Формулирование главного и проблемных вопросов; Определение дидактических целей проекта. Определение методических задач. Выбор тем для индивидуальных исследований детей.
Планирование содержания Самостоятельная работа учеников. Обсуждение задания в группах. Самостоятельная работа групп. Подготовка к отчету о работе. Защита результатов. Оценивание результатов.
Моделирование Моделирование в проектной деятельности Модель – описание идеального образа; образ мысленный, условный; изображение, схема процесса или предмета или явления; заменитель, заместитель; это ограниченная характеристика чего-то. Проект начинается с модели.
Характеристики модели индивидуальность; нет в реальности; прогноз; системность; взаимосвязь и зависимость элементов друг от друга; модель объясняет; разработка всеми участниками; инструмент
Творческие методы проектирования: аналогия, ассоциации, неология (чужие идеи), эвристическое комбинирование. Инверсия (от противного), мозговая атака, мозговая осада, карикатура (неожиданное решение), бионический. Наводящая задача-аналог, изменение формулировки задачи, наводящие вопросы, перечень недостатков, свободное выражение функций
Факторы успешной проектной деятельности: Согласование и поддержка проекта со стороны руководства. Желание педагогов ОУ участвовать в проекте. Стратегия инноваций. Ресурсы. Цель. Особенности реализации проекта: политика,экономика, общество, культура, природа, экология и др.
Успешность реализации Условия успешной реализации проекта: руководство ( энергия, полномочия, целеустремленность, четкость и конкретность целей, кадры, интересы, информация о ходе проекта, решение конфликтов, контроль, постоянная коррекция по ходу, систематическая оценка хода проекта.
Причины неудач Причины неудачной реализации проекта: отсутствие четких целей, слабый учет внешних факторов, плохое управление, невнимание к последствиям от реализации проекта
Функции учителя создание мотивации, организация образовательной среды, отслеживание результатов работы учеников, простота примеров, организация работы в группах, владение формулировкой гипотезы, аргументирования, консультирования, определение критериев оценки, зоны ближайшего развития, умение налаживать отношенийя с учениками
Критерии Критерии оценки результатов: информационная обеспеченность, функциональная грамотность, технологическая умелость, интеллектуальная подготовленность, волевая подготовленность