Технология проектного обучения МОУ « ООШ с.Холки,Чернянский район, Белгородской области» Горшкова Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы
Главная идея проектного обучения с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим;с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим; деятельность строится не в русле учебного предмета; деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутные увлечения детей; опора на сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др. истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.
Отличительные черты проектного метода участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни; участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни; участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения; участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения; участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех; участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех; участники проекта организуют себя на дело; участники проекта организуют себя на дело; участники проекта информируют друг друга о ходе работы; участники проекта информируют друг друга о ходе работы; участники проекта вступают в дискуссии и т.д. участники проекта вступают в дискуссии и т.д.
Цель проектного обучения Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения: - в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;- в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей; - образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; - индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития; - комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических в психических функций ученика;- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических в психических функций ученика; - глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях
Суть проектного обучения ученик Постигает реальные процессы, объекты Проникает вглубь явлений Конструирует новые объекты Проживает конкретную ситуацию
Этапы работы над проектом 1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач. 2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта. З. Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Консультации учителя. Оформление полученных результатов. Репетиция предстоящей презентации. 4. Презентация результатов.
Виды учебных проектов Краткосрочные (2 – 6 часов) Среднесрочные (12 – 15 часов) Долгосрочные
Ограничения в использовании технологии: - низкая мотивация учителей к использованию данной технологии;- низкая мотивация учителей к использованию данной технологии; - низкая мотивация учащихся к участию в проекте;- низкая мотивация учащихся к участию в проекте; - недостаточный уровень сформированности у школьников- недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;умений исследовательской деятельности; - нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.- нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.
Работа над проектом дает - Возможность проявлять себя даже слабым и зачастую пассивным ученикам; - Способствует развитию их творческих, художественных задатков; - Позволяет им самовыразиться; - Получить моральное и эмоциональное удовольствие.