СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ И « ЖИЗНЕННОСТЬ » РЕАЛЬНЫХ ЗАДАЧ.
РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ; СПОСОБСТВОВАНИЕ УТОЧНЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОМ ВЫБОРА СВОЕГО СОЦИАЛЬНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАТУСА ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕАЛЬНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ ; РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ УСПЕШНОСТИ, КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ; ИНТЕГРАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ ПО АЛГЕБРЕ, ГЕОМЕТРИИ, ФИЗИКЕ.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ СПОСОБСТВУЕТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИНЦИПАХ РАВНОПРАВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА, КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ; - РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ПЕРЕСТАЁТ БЫТЬ ТОЛЬКО ВЕДУЩЕЙ, В ОПРЕДЕЛЁННЫХ СИТУАЦИЯХ ОН ИЛИ МОДЕРАТОР ИЛИ ЭКСПЕРТ ИЛИ ПРОСТО БОЛЕЛЬЩИК, Т. Е. ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СОВМЕСТНО ; - РАБОТА С КОНКРЕТНЫМИ СИТУАЦИЯМИ ОСТАВЛЯЕТ СТАРШЕКЛАССНИКУ СВОБОДУ В ПОИСКЕ ПУТЕЙ АНАЛИЗА, ИДЕНТИФИКАЦИИ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ; - ПРИ РАЗБОРЕ КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ ОБУЧАЮЩИЕСЯ ЗАНИМАЮТ АКТИВНУЮ ПОЗИЦИЮ, АКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ПРИ РАБОТЕ В МАЛЫХ ГРУППАХ, ИМИТИРУЯ РЕАЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАВИСИМОСТИ, ГЕНЕРИРУЮТ ИДЕИ.
НОВИЗНА ПРЕДЛАГАЕМЫЙ МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ ПОЗВОЛЯЕТ УЧИТЕЛЮ КУРСА ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАДАНИЯ, В КОТОРЫХ ПРИСУТСТВУЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ, СИТУАТИВНЫЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ КОТОРЫХ ПОЗВОЛИТ ОБУЧАЮЩИМСЯ ВОСПРОИЗВЕСТИ ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗ ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ; ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПР И ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВОБЕСПЕЧИВАЮТ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ КОМПЛЕКСНУЮ ОЦЕНКУ РАБОТЫ КАК ПО РЕЗУЛЬТАТУ, ТАК И ПО СИЛЕ МОТИВАЦИИ.
Формы Методы Рабочие технологии
Самостоятельная работа Практическое занятие Деловая игра Работа в малых группах
Ролевая игра « Разогрев » « Информационный удар » « Пирамида мнений » « Круглый стол » « Дискуссия » « Мозговой штурм » « Письменное задание » « Презентация »
Конкретные приёмы для решения текущих задач. В отличии от методов, это – как бы тактические средства, позволяющие управлять процессом обучения, конкретными учениками, исправлять, обнаруженные недостатки, усиливать эффект позитивных достижений.
Стимулирующие Организационно – управленческие Продуктивные Исследовательские
Метод конкретных ситуаций
Имитация, идеальное отображение реальной ситуации из жизни организации или же искусственно созданная ситуация, воссоздающая типичные проблемы, возникающие в организационной жизни
Обучают решению проблем и принятию решений. Являются эффективным средством обучения в профильных классах. Предполагают профессиональные пробы для обучающихся.
КС привязывают обучение к реальности Работа с КС оставляет старшекласснику свободу в поиске путей анализа, идентификации и решения проблемы. Учебный процесс осуществляется в форме творческого поиска. При разработке КС учащиеся занимают активную позицию, активно взаимодействуют друг с другом, имитируя коммуникационные зависимости, генерируют идеи.
Внедрение метода способствует организации обучения на принципах равноправия и сотрудничества, коммуникативного подхода в обучении ; Роль учителя перестаёт быть только ведущей, в определённых ситуациях он или модератор или эксперт или просто болельщик, т. е. творческий поиск решения проблемы осуществляется совместно ; Работа с конкретными ситуациями оставляет старшекласснику свободу в поиске путей анализа, идентификации и решения проблемы При разработке конкретной ситуации обучающиеся занимают активную позицию, активно взаимодействуют при работе в малых группах, имитируя реальные коммуникативные зависимости, генерируют идеи
Способствует формированию у обучающихся представления о применении знаний, навыков и умений в различных сферах профессиональной деятельности, позволяет моделировать элементы конкретного вида профессиональной деятельности и осуществлять профессиональные пробы, стимулирующие адекватную самооценку уровня готовности выпускников к избираемой профессии, реализации принципа свободного профессионального выбора. Развивает творческий потенциал обучающихся и стимулирует совершенствование педагогического мастерства, повышает эффективность образовательного процесса в целом
Способствует формированию у обучающихся представления о применении знаний, навыков и умений в различных сферах профессиональной деятельности, позволяет моделировать элементы конкретного вида профессиональной деятельности и осуществлять профессиональные пробы, стимулирующие адекватную самооценку уровня готовности выпускников к избираемой профессии, реализации принципа свободного профессионального выбора. Развивает творческий потенциал обучающихся и стимулирует совершенствование педагогического мастерства, повышает эффективность образовательного процесса в целом
С содержательной стороны : а ) преодоление разобщённости в межпредметных связях ; б ) сочетание теоретических знаний и практических навыков в ) практико - ориентированную нацеленность ; В методическом плане : а ) многообразие форм и методов обучения ; б ) вариативный подход ; В коммуникативном аспекте : а ) педагогику сотрудничества ; б ) интерактивные технологии ; В плане организации обучения : а ) алгоритмизацию деятельности учителя ; б ) повышение эффективности обучения.