Простые и составные числительные ( К уроку русского языка в 6 классе) Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 62» Заостровская Ирина Александровна
Поприветствуем друг друга!
Цель урока: Познакомиться с видами числи- тельных, их правописанием и употреблением в речи.
То было много лет назад. Я тоже в первый раз с толпою сверстников-ребят явился в школьный класс… Умчались школьные года, и не догонишь их. Но я встречаю иногда товарищей своих. Первый – моряк, второй – танкист, а третий – инженер, четвёртый – доктор-окулист, а пятый – землемер, шестой – полярный капитан, седьмой – искусствовед… пятый шестой седьмой первый Первый второй третий четвёртый
Знал я невысокий дом в переулке за углом. Здесь когда-то проживало триста тридцать три жильца. На работу шли, бывало, восемьдесят два отца. Уходили по делам девяносто восемь мам. В школу шли до перекрёстка девяносто два подростка. Тридцать восемь дошколят в ясли шли и в детский сад… Замечательный был дом! Дружно люди жили в нём. триста тридцать три восемьдесят два девяносто восемь девяносто два Тридцать восемь
Простые: Составные: шесть, шестидесятый, шестой, шестьдесят. одна шестая, двадцать шесть, двадцать шестой. шесть шестидесятый одна шестая двадцать шесть шестой двадцать шестой шестьдесят
двадцать шесть двадцать шестой одна шестая двадцать груш шесть груш двадцать дней шестой день одна вишня шестая вишня
одиннадцать миллион миллиард
Знаменитый итальянский путешественник Марко Поло, посетивший в XIII веке Китай, что- бы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означаю- щего «тысяча», и оне, соответствующего русско- му увеличительному суффиксу -ищ- (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществую- щему в русском языке слову тысячища.
Скажи, почему ты пишешься с двумя Н, а я с одним? Это очень интересная история, кото- рая произошла давным-давно. Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались в три слова: один на десять,два на де- сять.Позже они решили, что удобнее жить одним сло- вом, и соединились.
один на десяте (один плюс к десяти) один + на + дцать одиннадцать два десять (два раза по десять) два + дцать двадцать
Один + на + дцать = одиннадцать Два + дцать = двадцать
Двухтысячный, одиннадцать, восемьсот, шесть- сот, тринадцать, восемнадцать, пятидесятый, семь- десят, шестнадцать. 1 корень 2 корня двухтысячный одиннадцать восемьсот шестьсот тринадцать восемнадцать пятидесятый семьдесят шестнадцать
Запишите текст, заменяя цифры словами. Решите задачу по действиям. Над простыми числительными напишите пр., а над составными – сост. Образец. пр. пр. пр. 1) Два плюс два – получится четыре. – Пояснение. 40 бабушек вошли в автобус. Пятая часть из них купила билеты, а осталь- ные закричали, что у них проездной. На самом деле проездной имели толь- ко 7 бабушек. Сколько бабушек про- ехали зайцем?
Сорок, семь. 1) Сорок разделить на пять – получится восемь. – Столько бабушек купили билеты. 2) Сорок минус восемь – получится тридцать два. – Столько бабушек закричали, что у них проездной. 3) Тридцать два минус семь – получится двад- цать пять. Ответ: двадцать пять бабушек проехали зай- цем. пр. пр. пр. пр. пр. сост. сост. пр. сост. сост.
§ 60 – правило. Записать послови- цы, поговорки, загадки, названия художественных произведений, строки из песен и стихотворений, содержащие в себе простые и составные числительные.