Борисова Н.В., Кузов В.Б. Модуль «Технологический подход к организации образовательной деятельности» Москва – 2008 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ООП ВПО), РЕАЛИЗУЮЩИХ ФГОС ВПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ.
Advertisements

Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА УНИВЕРСИТЕТА: ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ Пискунова Елена Витальевна, Российский государственный педагогический университет.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Современное высшее образование: формирование компетентности специалиста.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. К. Посохина С. М. Щудло Новый сибирский институт Д. А. Растворов МОУ ДОВ.
О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
Пять основных понятий, содержащихся в ФГОС. Мы рассмотрим содержание следующих понятий: 1. Системно-деятельностный подход в образовании. 2. Урочная и.
Понятие «ключевые компетенции» Теоретический семинар МОУ СОШ уч.год.
Компетентностный подход в образовательном процессе Г.А.Бурдина Рук. ШМО учителей математики МОУ СОШ г Оханск 2010 г.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Современное высшее образование: формирование компетентности специалиста.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Требования к результатам освоения образовательных программ.
Основная образовательная программа: требования к содержанию и оформлению, порядок согласования и утверждения.
Транксрипт:

Борисова Н.В., Кузов В.Б. Модуль «Технологический подход к организации образовательной деятельности» Москва – 2008 год

Борисова Н.В., Кузов В.Б. Тема 4 Образовательные технологии как объект педагогического выбора и управления в контексте компетентностного подхода Москва – 2008 год

Еще одна бомба под систему образования компетентностный подход Почему?

Фактически приходится констатировать почти революционное изменение целевой установки всей системы образования – переход от знаний к компетенциям/компетентности.

Подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях Компетентностный подход

Компетентностный подход – новая для российской системы образования парадигма мышления и поведения Задача - обновить на этой новой основе систему государственных образовательных стандартов, в частности ВПО В условиях диктата содержания образования в терминах предметов и дисциплин в ущерб содержания образования в терминах умений, способности что-то делать и каким-то образом себя вести.

Отсюда вывод Расхождение между задаваемыми системой образования целями реальными потребностями выпускников, работающих специалистов, работодателей и общества

Компетенции/компетентность как результат образования предполагает освоение и усвоение деятельности в условиях глобализации, размывании организационных и профессиональных границ. В то время как квалификация - предполагает (вслед за Байденко В.И. ) преобладание рамочной деятельности в устойчивых рофессиональных полях и алгоритмах.

Компетентность - это уровень владения человеком технологиями профессиональной деятельности, а также наличие соответствующих этой деятельности качеств личности вне предметного характера (ответственность, самостоятельность, способность принятия индивидуальных и совместных решений, творческий подход к делу, умение постоянно учиться, гибкость теоретического и профессионального мышления, коммуникативность и др.).

Английская педагогическая школа использует понятие «компетенция». В национальном стандарте по квалификации представлена как результат применения знаний и умений (разработчики исходят от работы). Competence – комптенция – направление, функция, аспект работы, который должен быть выполнен Разведение понятий « компетенция » и «компетентность »

Американская школа использует термин «компетентность», основанный на характеристике личности (поведенческий аспект) – «бихевиоризм» (от англ. behaviour) – поведение – одно из поведенческих направлений американской прагматической психологии, рассматривающие психику как совокупность поведенческих проявлений, реакции на внешнее воздействие – стимулы. Competencу – компетентность – то, что людям необходимо привнести в работу, чтобы выполнить указанные аспекты работы на требуемом уровне компетенций Разведение понятий «компетенция» и «компетентность»

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ Диаграмма соответствия РаботаЛичностьРезультаты Задача-функция Знания Умения Отношения Ценности Ключевые результаты Цели Задачи (как способ достижения цели) Компетенция КомпетентностьСтандарты (норма качества) Планирование будущего направления деятельности Думает и действует проактивно Создавать план на уровне стандарта к определенному времени и пр. Глагол, определяющий суть действия (3-е лицо единственного числа)

универсальные (общие) Различают компетенции двух типов предметные (для школы) предметно специализированные (профессиональные) – для вуза

Компетенции бакалавра Компетенции специалиста Компетенции магистра Группа универсальных компетенций характеризует выпускников образовательных учреждений ВПО всех уровней - бакалавров, специалистов и магистров. Их состав и содержание варьируются в соответствии с указанными уровнями и в целом могут иметь «матрёшечную» структуру

В качестве базовых оснований классификации универсальных компетенций выбраны ключевые субъекты/объекты воздействия/взаимодействия ( или объекты освоения в ВПО) в профессиональной деятельности и социальной жизни : ЛЮДИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИНФОРМАЦИЯ. Каждый из названных субъектов/объектов подразделяются на подгруппы, по отношению к которым и систематизируются универсальные компетенции..

ЛЮДИ Я Интеллект Я поведение Я ценности Я - ДРУГИЕ коммуникация Я - ДРУГИЕ отношения ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Управление собой Принятие решений Принципы деятельности Организация Целеполагание Изменения Базовые знания и эрудиция ИНФОРМАЦИЯ Преобразование Презентация ИТ Подгруппы субъектов /объектов освоения в ВПО

ШАГ 1 Сформулировать основную цель деятельности специалиста данной категории (его миссию) ШАГ 2 Создать перечень объектов/предметов, на которые направлены профессиональные действия специалиста ШАГ 3 По отношению к каждому объекту/предмету профессиональной деятельности выявить и описать наиболее важные навыки/умения, требуемые для работы с ним (3-е лицо единственного числа, несовершенная форма глагола. Слова: «способность», «знает», «умеет», «имеет» – не использовать!) ШАГ 4 Сгруппировать выделенные навыки по разным объектам/предметам труда по критерию схожести или укрупнения (кластеры навыков) ШАГ 5 Создать перечень личностных качеств/свойств/характеристик, которые должны быть присущи успешному выполнению деятельности ШАГ 6 Систематизировать (в форме двух матриц) выделенные навыки/умения и свойства личности по критериям: принципиальны или критичны для успеха в работе; желательны для успеха в работе; менее существенны для успеха в работе; совсем не существенны для успеха в работе ШАГ 7 Собрать из выявленных элементов компетентностную модель специалиста в предпочтительном для группы формате (текст, матрицы, схемы и пр.). Последовательность шагов в процессе моделирования компетенций в форме деловой игры

© Борисова Н.В., Кузов – 2005г Динамика компетентности педагогического менеджера традиционноеинновационное Информационно- виртуальное очное заочноеочноедистанционное Транслятор знаний и умений в условиях непосредственного общения Организатор деятельности и транслятор информации в условиях непосредственного общения Организатор информации и самостоятельной деятельности при отсутствии непосредственного общения Лектор Игротехник Тьютор

Общие правила проектирования образовательного процесса © Борисова Н.В., Кузов В.Б. – 2006 г Проектирование образовательного процесса предполагает наличие у преподавателя не только знаний в области предмета/дисциплины, но и определённых методологических и сценических умений, личностных качеств и ценностных ориентаций. В этом контексте преподаватель может рассматриваться как менеджер и режиссёр +

© Борисова Н.В., Кузов В.Б. – 2006 г Общие правила проектирования образовательного процесса Представляется оптимальным такой способ проектирования образовательного процесса, при котором: Преподаватель выступает в роли менеджера и режиссёра обучения, а не транслятора учебной информации Основной акцент делается на организацию различных видов познавательной деятельности студентов.

© Борисова Н.В., Кузов В.Б. – 2006 г Общие правила проектирования образовательного процесса Информация используется как средство организации, а не цель обучения Студент выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем, а его профессионально-личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей

. Качество образования – еще одна бомба, мелкие и более крупные взрывы которой мы периодически ощущаем на себе: - недовольство обществом состоянием дел в образовании в целом; - критика со стороны выпускников и работодателей, не получающих то, на что рассчитывали или что ожидали; - снижение требований к поступающим в ВУЗы и выпускникам школ; - уход педагогических кадров в другие сферы деятельности и нежелание молодых приобщаться к работе в области образования……

В этом смысле образовательная технология выступает как измеримый показатель качества управления учебным заведением и качества образования в целом. Технология начинается с целеполагания, результатом которого должны выступать спроектированные компетенции / компетентности, иерархически выстроенные и деструктированные с уровня общедидактических на уровне компетентностной модели через предметы, дисциплины, а лучше модули на уровень конкретных разделов и тем.

управленца, склонного к инновационной деятельности творческого преподавателя мотивированного студента В руках эффект от образовательной технологии может во много раз усиливаться

Возникает вопрос: обладает ли образовательное сообщество компетенциями и компетентностью для достижения указанных усложняющихся целей?

EDWARD DE BONO Некоторым правилам не надо подчиняться, но полезно держать их в уме. Цель любого правила – напоминать нам о том, что лежит за пределами этого правила