«Основные компоненты методологического подхода в моделировании воспитательной системы» Перескокова О.В., МОУ Козловская СОШ заместитель директора по воспитательной работе, высшей кв.категории
Воспитательная система - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного или школьного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Под методологическим подходом принято понимать комплекс понятий, идей, приемов и способов, используемых в процессе познания или преобразования какого-либо объекта природной или социальной действительности.
методологическое основание деятельности по моделированию и построению воспитательной системы методологическое основание Инвариантная часть Вариативная часть
Инвариантная часть Методологические подходы Системный Синергети- ческий Вариативно- модельный Личностно- ориентированный
Вариативная часть Методологические подходы Культурологи – ческий Дифференциро – ванный И др…
Характеристика методологических подходов: Системный. "Система - это комплекс взаимодействующих компонентов" Л. Берталанфи
Синергетический. Основными понятиями синергетики являются "самоорганизация", "открытость", "нелинейность ".
Вариативно-модельный. Создание в каждом учебном заведении собственной уникальной системы воспитания учащихся.
Личностно-ориентированный. Основные понятия: "субъект", "индивидуальность", "субъектный опыт", "свобода", "творчество", "активность", "целостность", "самоактуализация", "смысл жизни", "саморазвитие", "доверие", "самоопределение", "самореализация", "самоутверждение", "педагогическая поддержка".
основополагающая роль методологических подходов заключается в моделировании и прогнозировании воспитательных систем. Овладение совокупностью понятий, идей, приемов и способов, используемых в процессе познания и преобразования социальных объектов, становится важным условием обогащения педагогической теории и совершенствования образовательной практики.
Воспитательная система МОУ Козловской СОШ Цель Воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению. Основные ориентиры: Человек – абсолютная ценность, рассматривается как часть семьи, природы, общества. Здоровье – важнейшая ценность в жизни Труд – основа бытия Гуманное отношение – основа взаимоотношений между людьми