«ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МЕДИАКОМПАНИЯХ» Адам Диана Александровна Адам Диана Александровна, к.п.н., доцент, магистрант кафедры корпоративной экономики, управления и оценки бизнеса УрГЭУ т
К существенной информации, подлежащей раскрытию относятся результаты финансовой и операционной деятельности компании, задачи компании, собственность на крупные пакеты акций и распределение прав голоса, список членов правления и главных должностных лиц, а также получаемое ими вознаграждение, прогнозируемые существенные факторы риска, существенные вопросы, связанные с наемными работниками и другими заинтересованными лицами, структура и политика управления.
Аргументы «за» информационную открытость Если компания хочет привлечь инвесторов и получить заемный капитал, приходится думать о большей прозрачности. Отчетность в области корпоративной социальной ответственности ведет к улучшению репутации компании в глазах общества. Информационная открытость в области КСО способствует сохранению лояльности работников по отношению к компании. Увеличение прозрачности ведет к повышению стоимости компании.
Аргументы «против» информационной открытости Повышение информационной открытости ведет к большей уязвимости перед проверяющими органами. Раскрываемая информация попадает к конкурентам компании, которые в большинстве случаев не преминут ей воспользоваться. Информационная открытость в области КСО в первое время служит как анти-PR. Информационная открытость требует значительных трансакционных издержек.
РЫНОК МЕДИА: к вопросу о концентрации и прозрачности
Социальные сети - это известные всем сайты:
Индекс раскрытия информации (Disclosure index) Индекс раскрытия взвеш = = 0,4×КУ+0,3×ФИН+0,15×ИНТЕРНЕТ+ +0,15×КОМПАНИЯ информация об управлении (КУ), финансовая информация (ФИН), удобство просмотра в Интернете (ИНТЕРНЕТ), информация о деятельности компании (КОМПАНИЯ)
ПОКАЗАТЕЛЬИЗМЕРЕНИЕ Категория 1. Информация об управлении Сведения о совете директоров 1 – если есть информация о составе СД и должностях, занимаемых его членами; ½ – если есть не вся информация; 0 – в ином случае. Информация о независимых директорах 1 – если есть указание на независимость директоров; 0 –в ином случае. Информация о комитетах совета директоров 1 – если перечислены комитеты СД и их функции; ½ – если есть не вся информация; 0 – в ином случае. Информация по вознаграждениям директорам и высшему менеджменту 1 – если есть информация по вознаграждениям директорам и высшему менеджменту; ½ – если есть не вся информация; 0 – в ином случае. Сведения о составе и членах правления 1 – если есть сведения о составе правления и занимаемых его членами должностях; ½ – если есть не вся информация; 0 – в ином случае. Информация о структуре акционерного капитала 1 – если перечислены основные собственники компании; ½ – если указаны только номинальные держатели либо указана не вся информация; 0 – в ином случае. Информация об аффилированных лицах 1 – при наличии информации об аффилированных лицах; 0 – в ином случае. Наличие информации о последнем собрании акционеров 1 – если есть указание на дату проведения последнего собрания акционеров и указаны решения, принятые на последнем собрании; ½ – если указана не вся информация; 0 – в ином случае. Раскрытие информации об управлении на корпоративном сайте1 – если вся информация данной категории доступна на корпоративном сайте; ½ – если часть информации доступна на корпоративном сайте; 0 – если информация отсутствует на корпоративном сайте
Категория 2. Финансовая информация Наличие годовой финансовой отчетности за последние 3 года 1 – если есть бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала за последние 3 года; 1/3 – если есть вся отчетность только за один год либо часть отчетности за последние 2 года; 2/3 – если есть вся отчетность за 2 последних года; 1/6 – если есть бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за один год; 0 – в ином случае. Наличие квартальных отчетов за последний год 1 – если есть квартальные отчеты за 2009 год; ¼ – если есть отчет только за один квартал; ½ – если есть отчеты за два квартала; ¾ – если представлены отчеты за три квартала; 0 – в ином случае. Наличие информации об обсуждении и анализе операций компании ее менеджментом (не входящей в годовой отчет) 1 – если присутствуют информация и анализ; ½ – если информация и анализ присутствуют частично (есть информация и нет анализа и наоборот); 0 – в ином случае Наличие информации о сделках, относящихся ко всей группе компаний 1 – если присутствует информация о сделках, относящихся ко всей группе компаний; ½ – если информация присутствует частично; 0 – в ином случае Информация по дивидендной политике 1 – если прописана дивидендная политика компании; 0 – в ином случае. Информация о кредитной истории эмитента1 – если описана кредитная история эмитента; 0 – в ином случае. Информация о прочих ценных бумагах1 – если указаны иные ценные бумаги компании; 0 – в ином случае Информация об аудиторах1 – если указаны аудиторы компании; 0 – в ином случае
Категория 3. Удобство просмотра в Интернете Удобство работы с сайтом компании 1 – если выполнены все требования к данному показателю; ¼ – если выполнено любое из требований; ½ – если выполнены любые два требования; ¾ – если выполнены любые три требования; 0 – в ином случае. Сервис «вопрос-ответ» 1 – если есть возможность отправить вопрос в отдел по работе с инвесторами, либо наличествует сервис «Часто задаваемых вопросов» (FAQ); 0 – в ином случае. Обновляемый финансовый календарь1 – если есть обновляемый календарь событий (календарь инвестора); ½ – если календарь не обновляемый; 0 – в ином случае.
Категория 4. Информация одеятельности компании Наличие годового отчета 1 – если есть годовые отчеты за последние 3 года; 1/3 – если есть только годовой отчет за последний год; 2/3 – если есть отчеты за 2 последних года; 0 –в ином случае. Раскрытие отчетов, касающихся корпоративной социальной ответственности 1 – если прописаны положения кодекса деловой этики, политика в отношении окружающей среды, иные общественные обязательства; ½ – если информация присутствует частично; 0 – в ином случае. Наличие информации о существенных фактах реструктуризации и иных 1 – если присутствует информация о реструктуризации или иных существенных фактах; ½ – если информация присутствует частично; 0 – в ином случае. Наличие доступа к уставу1 – если наличествует устав компании; 0 – в ином случае. Наличие информации о задачах компании1 – если присутствует информация о задачах компании, их изменениии, достижении; ½ – если информация присутствует частично; 0 – в ином случае.
Служба рейтингов корпоративного управления Standart&Poor's и Центр экономических и финансовых исследований и разработок при Российской экономической школе (ЦЭФИР РЭШ), ежегодное исследование информационной прозрачности российских компаний Согласно результатам исследованияв 2008 году, первое место в рейтинге с показателем 78% получила компания СТС Медиа (NASDAQ: CTCM). В рейтинг было включено 90 крупнейших публичных компании России. Годом ранее СТС Медиа занимала в рейтинге S&P третье место с показателем 75%
Показатели транспарентности десяти самых прозрачных российских компаний, 2009 г.* * В скобках указан балл при расчетах по методике 2008 г.
Спасибо за внимание!