Балашов 2009 Выступление на районном методическом объединении учителей истории 15 января 2009 года
методы обучения средства обучения взаимосвязанные способы деятельности преподавателя и учащихся, направленные на овладение ими знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения специально разработанные вещественные, материальные объекты, предназначенные для повышения эффективности учебного процесса наличие средств и способов информатизации; как-то: система сбора, обработки, хранения, и поиска информации посредством определённого вида техники; набор программных средств; и, соответственно инструкции и оценка эффективности их применения.
Информационные технологии Мотивация + Эффективность обучения
- Компетентность, определяющая владение устным и письменным общением. Владение несколькими языками, важными для работы и общественной жизни. - Компетентность, связанная с возникновением общей информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, способность критического отношения к информации. - Компетентность, реализующая способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни. - Компетентность жизни в многокультурном обществе, связанная с пониманием различий между расами, этносами и культурами, уважением друг друга, способностью жить с людьми других культур, языков, религий. - Политическая и социальная компетентность, связанная со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ НОСИТЕЛИ - CD-диски - Интернет ПИСЬМЕННЫЕ - учебники - печатные тексты (исторические документы) НАГЛЯДНЫЕ - карты - макеты - схемы УСТНЫЕ - речь учителя - информационные сообщения (TV, радио)
использование субъектного опыта ребенка и предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий, решении задач, стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов обработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм; накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества; обеспечение личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
внимание к глубоким проблемам края; стремление выявить малоизученные сюжеты в истории города, края; соотнесение микроистории с историей Отечества.
результат исследовательского проекта может быть определен как степень овладения учащимися определенной научной методологией; это степень овладения специфическими умениями и навыками: как информационными (поиск, сбор и фиксация исторической информации, осуществление внутренней и внешней критики источника), так и интеллектуальными (использование методов причинно-следственного и структурно-функционального анализа при работе с источниками, проектирование собственной траектории решения историко-познавательных задач на основе разнообразных источников, представление результатов индивидуальной историко- познавательной деятельности в виде публичной презентации); возможность дальнейшего использования учащимися приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни и осознание себя представителем исторически сложившегося гражданского и этнокультурного сообщества (в данном случае – города Балашова) и, в конечном счете, - гражданином России.
Выполнение исследовательских проектов, соединяющих в себе исследование повседневной истории родного края с современными компьютерными технологии (в данном случае – при презентации проекта) – может стать одним из эффективных средств повышения качества исторического образования старшеклассников.