Метод проектного обучения «Задача современного воспитания – создать такой способ обучения, который сделал бы мысль руководителем всякой практической работы...» Дж. Дьюи
Проект – это способ мысленного представления желаемого результата и действий по его достижению. Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся: Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников Приобретают коммуникативные умения Развивают исследовательские умения ( выявление проблемы, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение) Развивают системное мышление
Современная классификация учебных проектов: 1. Практико-ориентированный проект (учебное пособие) 2. Исследовательский проект (исследовательская работа) 3. Информационный проект (статья в СМИ) 4. Творческий проект (видеофильм) 5. Ролевой проект (деловая ролевая игра) Может быть: групповым и персональным монопроектом и межпредметным По продолжительности: 1. Мини-проект (один урок или часть урока) 2. Краткосрочный (охватывает 4-6 уроков) 3. Долгосрочный (годичный)
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 1. Выбор темы проекта 2. Формирование творческих групп 3. Разработка проекта 4. Оформление результатов 5. Презентация 6. Рефлексия
Постановка проблемы – начало самостоятельного процесса мыщления КТО ДОЛЖЕН ФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ – УЧИТЕЛЬ ИЛИ САМИ УЧЕНИКИ?
Под проблемой подразумевается не всякое затруднение, а лишь то, для преодоления которого на данный момент отсутствуют необходимые средства. Поиск учащимися, с одной стороны, причин этого затруднения, а с другой способов его преодоления и есть работа с проблемой. НЕЛЬЗЯ СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ, НЕ НАЧАВ КОНКРЕТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Проблемы могут возникнуть на этапе проектирования или в процессе реализации его замысла.
Позиция учителя: Энтузиаст Специалист Консультант Руководитель «Человек, задающий вопросы» Координатор Эксперт Позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.
Виды презентации проектов: Научный доклад Деловая игра Демонстрация видеофильма Экскурсия Телепередача Научная конференция Спектакль Путешествие Реклама Театрализация Защита на учёном совете Выставка и другие виды
Оценивание проекта: Критерии оценки проекта должны быть понятны. Их должно быть не более Пример: оценка доклада Соответствие выступления структуре и логике доклада Оформление доклада Установление связи главной идеи доклада с проблемой проекта Полнота раскрытия темы исследования при защите Использование наглядно-иллюстративного материала Обоснованность ответов докладчика на вопросы членов конференции Итоговая оценка выслушанного выступления
Диагностический лист ученика: 1. ФИО 2. Дата 3. Я узнал(а) 4. Я хотел(а) бы узнать 5. Моя работа в проекте 6. Что мне дала работа над проектом 7. Что у меня не получилось и почему?
Проектная работа способствует развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека: Умение решать проблемы Умение работать в команде Умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии Умение критически относиться к проблемам Умение работать с информацией Умение ставить цели и определять задачи Для этого необходимо предоставлять проектным группам возможность работать как можно больше САМОСТОЯТЕЛЬНО.