ГОУ СПО Педагогический колледж 4 Коррекционная педагогика в лицах Выполнила: студентка 132 группы Борисова Полина Г. Санкт-Петербург 2011г.
Лурия Александр Романович
–
Александр Лурия родился в Казани. Его отец известный терапевт, впоследствии профессор Роман Альбертович Лурия занимался частной медицинской практикой; мать Евгения Викторовна Лурия была зубным врачом.
Окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г. и в 1937 г. - 1-й Московский медицинский институт. Его докторская диссертация по педагогически наукам, подготовленная и защищенная в 30-е гг., была посвящена проблеме конфликтов.
Около 10 лет научной деятельности А.Р. Лурии (50-е гг.) непосредственно связаны с дефектологией. В эти годы он был заместителем директора Института дефектологии АПН СССР по научной работе и руководил сектором клинического и патофизиологического изучения аномальных детей.
Вот некоторые наиболее важных направления дефектологии, в развитие которых А.Р. Лурия внес существенный вклад: -и-изучение нарушений механизмов психических процессов как основы понимания особенностей аномального развития. -к-комплексное клинико-физиологическое изучение патогенетических механизмов разных форм олигофрении.
-О-Объективные методы исследования аномальных детей. -И-Исследования речевой регуляции двигательных реакций у аномальных детей, а также специальное изучение словесной системы у этих детей
- Разработка принципов комплексного медико- психолого-педагогического изучения детей в целях диагностики нарушений развития, методических приемов и системы обследования. -И-Исследования по психофизиологии письма -И-Исследования по проблеме афазии в целом (афазия – нарушения уже сложившейся речи)
С 1968 по 1977 г. А.Р. Лурия заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. За свою плодотворную научно- педагогическую деятельность Л. был награжден орденом В.И.Ленина, орденом Знак почета и медалями Советского Союза.
А.Р. Лурия - автор более 500 научных работ, многие из которых переведены на различные языки, среди них основные: Речь и интеллект в развитии ребенка. М., 1927; Этюды по истории поведения. М., 1930 (в соавт. с Л.С.Выготским); Учение об афазии в свете мозговой патологии. М., 1940; Травматическая афазия. М., 1947;
Восстановление функций после военной травмы. М., 1948; Умственно отсталый ребенок. М., 1960; Мозг и психические процессы. М., 1963, Т.1; М., Т.2; Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. М., 1962, 2-е изд. 1969;
Основы нейропсихологии. М., 1973; Нейропсихология памяти. М., Т.1; М., Т.2; Основные проблемы нейролингвистики. М., 1976; Язык и сознание. М., 1979 и ряд других. В 1967 г. А.Р. Лурия был удостоен Ломоносовской премии 1-й степени.