« Любая реформа образования – это прежде всего реформа содержания образования»
Повестка 1. Технология структурирования содержания образования. Проектирование содержания и основ творческого конструирования педагогического процесса. Малкова Е.В. Бондалетова В.В. Ларина А.В. Рогова Т.Н. Мисонижник В.И. 2. Управление качеством образования. Итоги работы ОУ за II четверть уч.г. Павлова И.Н. 3. О ходе реализации школьных программ. Карасева О.Н. 4. Утверждение локальных актов: положение о денежном поощрении лучших учителей МОУ «СОШ 7»; положение о военно-патриотическом клубе; положение об охране труда. 5. Рейтинг педагогических кадров. Распределение стимулирующей части ФОТ.
Технология структурирования содержания образования. Проектирование содержания и основ творческого конструирования педагогического процесса.
Конструирование АнализДиагностика Определение прогноза Разработка проекта деятельности
Решение любой педагогической задачи Анализ Определение прогноза Разработка проекта деятельности неразрывная триада
Сложность конструирования: -Содержание образования должно удовлетворять требованиям научности и практической значимости; - Содержание образования должно укладываться в рамки отведенного на процесс обучения времени.
Виды конструирования Перспективное Оперативное
Требования : -Целесообразно подобранные задачи (задачецентризм). -Способы деятельности, объединённые в компетентности (для решения поставленных задач).
Конструирование педагогического процесса: - Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно- содержательного наполнения и временных ограничений. -Должно соответствовать уровню подготовленности учащихся к восприятию этого содержания, т.е. учитывать, что им трудно и почему, как облегчить трудности овладения предметом. -Педагог создает свою собственную программу деятельности, ориентируясь на психологию усвоения учебной информации учащимися, выделяя основные, фундаментальные понятия в учебном курсе. - П едагог достигает успеха, если при разработке технологии конструирования главными "точками отсчета" для себя он делает учащихся, их потребности, их готовность к работе над предметом на данной стадии обучения, их способность к саморазвитию и вооружает их соответствующими методами. -Если педагог достаточно ориентирован на требования к учащимся, т.е. на конечные цели, то он не испытывает особых затруднений как в проектировании целостного педагогического процесса, так и отдельных уроков и воспитательных мероприятий.
Содержание образования 1.Факты, описывающие внешний и внутренний мир человека. 2.Способы деятельности (взаимодействие с внешним и внутренними мирами). 3.Ценностные ориентации и эмоционально- личностные отношения, в том числе мнения и оценочные суждения.
Компетенция – (от лат.- добиваюсь, соответствую, подхожу) способности специалиста решать определённый класс профессиональных задач. Это также формально описанные требования к личностным, профессиональным и деловым качествам обучаемого или выпускника. Ключевая компетенция – умение учиться.
Смысл образовательной деятельности состоит в : интериоризации – переводе учащимися внешних информационных объектов – текстов культуры, во внутренний план. Два уровня перевода: -Усвоения – когда процесс переработки информации и принятия решений контролируется сознанием. -Присвоения – когда процесс переработки информации и принятия решений происходит на уровне подсознания.
Возможные результаты образования Экстериорные объектыИнтериорные объекты УсвоениеПрисвоение ФактыПредставления Знания СпособыУменияНавыки ЦенностиНормыУбеждения, смыслы
Содержание образования Компетентностный подходТрадиционный (знаниевый) подход Представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения проблем: обеспечение фундаментальных знаний на основе интеграции и взаимопроникновения предметов; Освоение разных видов деятельности; Развитие у обучающихся способностей самостоятельно решать проблемы на основе полученных знаний, умений, навыков и социального опыта. Увеличение объёма изучаемого материала. Издание новых учебников и учебных пособий. Введение новых предметов в учебные планы.
Содержание образования Чему учить? Каким знаниям обучать? Традиционное Каким спосо бам деятель ности обучать? Компетент ностный подход
ПодходыОсновной результат обучения Примеры типичных форм контроля результатов обучения Пример контролирующег о задания Знаниевый Владение знаниями Экзамены по билетам. Тест. Дать развёрнутый ответ на вопрос:»Жёсткость воды и пути её устранения». Зуновский Владение умениями Изложение. Сочинение. Типовая расчетная задача. Демонстрация опыта. Продемонстрирова ть опыт, иллюстрирующий взаимодействие жёсткой воды с моющими средствами. Компетентн остный Готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации Ранее не встречавшаяся задача. Выполнение и защита исследовательского или практико- ориентированного проекта. Презентация портфолио достижений. Предложить и продемонстрировать на практике несколько альтернативных способов решения проблемы стирка белья в условиях местности с очень высокой степенью жёсткости воды.
Реализация компетентностного подхода. Вопросы для сравненияАкадемические учебные предметы Компетентностные учебные предметы Что это за предметы?История. Биология.География Химия. Физика. Математика Литература (литературоведение) Обществознание, право, граждановедение, экономика. Экология.Технология.Информатик а,медиаобразование.Иностран ные языки. ОБЖ.Русский язык (развитие речи) Что составляет основу из содержания? Науки, теоретические знания (преобладает знаниевое содержание) Формы практической деятельности человека (преобладает деятельностное содержание) Какова возможность реализации компетентностного подхода? СредняяВысокая Какими средствами можно формировать ключевые компетенции? 1.Подбором компет-ных форм и методов обучения. 2.Проблематизацией содержания в контексте сегодняшней и завтрашней жизни учащихся. 3.Организацией внеурочной социальной практики по предметам. Какова роль группы учебных предметов в образовательном процессе? Образуют элементарный знаниевый базис. Образуют более сложную компетентностную «надстройку».
Некомпетентностные формы и методы Монолог учителя. Фронтально-индивидуальный опрос. Информирующая беседа. Самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником (или другими пособиями) по заданиям, указанным учителем. Демонстрация видеофильма. Экскурсия. Проверочная или контрольная работа, проводимая в традиционной форме и др.
Компетенции информа ционная коммуника тимвная проблемнаякооперативная ценностно- смысловая социальнаяпознавательнаяобщенаучная личностного само совершенст вования