« Тот, кого я учу, - это, прежде всего, живой человек, ребенок, а потом ученик. Оцен- ка, которую я ставлю ему – это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, мое отношение к нему как к человеку» В. Сухомлинский
Констатация – фиксируется фактический уровень достижений; Уведомление – информация о результатах сообщается заинтересованным сторонам; Контроль – позволяет определить направления и объемы дальнейшей работы; Прямое воздействие – непосредственно регулирует учебную деятельность учащихся.
Прямая вербальная похвала («хорошо», «правильно», «молодец»); Косвенная вербальная похвала, подбадривание («продолжай»); Невербальное одобрение улыбкой, жестом, кивком; Косвенная вербальная подсказка («подумай»); Невербальное предупреждение жестами (указательный палец вверх, палец к губам); Косвенное вербальное несогласие в форме вопроса («точно?», «ты уверен?»); Невербальное недовольство, выраженное мимикой, строгим взглядом.
Изначально различные способности учащихся; Неодинаковые условия обучения; Расхождение целей субъектов образовательного процесса.
Количественно -оценочная шкала Абсолютный символ (соответствует отметке); Относительная оценочная шкала (предполагает сравнение текущего состояние ученика с его же состоянием некоторое время назад). Порядковая оценочная шкала Ранговая или рейтинговая система (каждому ученику присваивается ранг, последовательный номер); Дескриптивная система (характеристика, модель).
1. Посещение уроков 2. Ведение тетради 3. Работа на уроке 4. Решение задач 5. Сообщение 6. Реферат (Исследовательская работа) 7. Практическая работа 8. Контрольная работа 9. Зачет письменный (теория) 10. Зачет устный 11. Домашняя работа 12. Творческий рейтинг 13. Анализ статьи 14. Конспект 0,5 баллов за урок 1 балл за урок до 10 баллов До 10 баллов 5 – 10 баллов 30 – 50 баллов До 10 баллов До 30 баллов 15 – 20 баллов баллов 5 – 10 баллов 10 баллов
1. Посещение уроков 2. Ведение тетради 3. Работа на уроке 4. Решение задач 5. Сообщение 6. КСО, работа в группах 7. Контрольная работа 8. Домашняя работа 9. Творческий рейтинг (нагляднее пособия, кроссворды, выпуск газет) 0,5 баллов за урок 3,5 балла 1 балл 7 баллов 10 баллов 3 – 10 баллов 5 баллов 10 баллов 30 баллов 5 – 10 баллов баллов
Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов Сопоставление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов